Румынский певец влюбился и не давал ей проходу, несколько раз приезжал в Москву, чем поспособствовал разрушению брака

Слух о том, что Фатеева в Румынии крутит роман с румынским певцом, быстро разлетелся по Москве, а частые наезды Спэтару в СССР лишь укрепили подозрения.

Этим не преминула воспользоваться партнёрша по фильму «Три плюс два» Наталья Кустинская, и увела Егорова у Фатеевой…

Когда же ты перестанешь быть красивой такой?

В 1963 году на экраны вышла лёгкая романтическая комедия режиссёра Генриха Оганесяна «Три плюс два», и на советском кинематографическом небосклоне вспыхнуло сразу несколько звёзд, среди которых была и Наталья Фатеева.

Красавица шатенка с невероятно синими глазами покорила зрителей всей страны – и не только мужчин, но и женщин. Она стала кумиром поколения, которое строило коммунизм.

Во всех солдатских казармах и офицерских общежитиях стены были увешаны её фотографиями. В парикмахерских женщины просили сделать причёску «как у Наташи». Она обладала каким-то невероятным притягивающим обаянием.

Детство

Будущая звезда родилась 23 декабря 1934 года в Харькове, который к тому времени уже не был столицей УССР.

Наташа была единственным ребёнком в семье, и родители – Николай Демьянович, офицер, и Екатерина Васильевна, работница лёгкой промышленности, позднее – директор швейного ателье, ее обожали.

Когда началась война, Наташу с мамой эвакуировали в Среднюю Азию. Наташа с ранних лет мечтала стать актрисой, но когда она вернулась в Харьков, в театральный кружок её не взяли –

в четвёртом классе её рост составлял 165 см, а для детей, которые в войну голодали и плохо росли, это означало быть великаном.

Наташа любила музыку, ходила на все спектакли местного оперного театра, но отношения с педагогом в музыкальной школе не сложились – когда девочка брала фальшивую ноту, он колотил кулаком по роялю.

И Наташа его просто боялась, но пять лет, с горем пополам, в музыкальной школе проучилась. Наташа занималась спортом, была чемпионкой Харькова по нескольким видам лёгкой атлетики.

Родители увлечения дочери театром не одобряли, считали актёрство занятием никчемным. Но Наташа была очень упорной, и после окончания школы в 1952 году поступила в Харьковский театральный институт.

Когда 1955-м режиссёр киностудии им. Довженко Виктор Ивченко пригласил её сниматься в своей картине «Есть такой парень», родители смирились с выбором дочери, и поддержали её.

Фильм вышел в 1956-м, имел успех, но, главное, и зрители, и режиссёры обратили на Фатееву внимание.

Юность

На втором курсе Фатеева впервые вышла замуж за однокурсника Леонида Тарабаринова, будущего Народного артиста СССР, но уже через год молодые люди оформили развод.

Это был самый скоротечный брак из трёх официальных замужеств актрисы. Фатеева была первым диктором харьковской любительской телестудии.

На верхнем этаже конструктивистского Дома государственной промышленности, больше известного, как Госпром, в одной комнате была смонтирована студия, откуда Фатеева почти года вела передачи.

Она была первой телеведущей в Харькове, и всегда очень волновалась, ведь программы всегда шли в прямом эфире. Когда эту работу стало трудно совмещать с учёбой, Фатеева предпочла учёбу.

Москва

После своего кинодебюта Фатеева подалась в Москву поступать во ВГИК. Сподвигла её на такой шаг партнёрша по фильму «Есть такой парень» Нина Крачковская.

(Это не сестра известной комедийной актрисы Натальи Крачковской, но они родственники – Наталья была замужем за братом Нины звукорежиссёром Владимиром Васильевичем).

Корифей советского кино Сергей Герасимов, впечатлённый красотой Фатеевой и ей работой в картине «Есть такой парень», принял её в свою мастерскую сразу на четвёртый курс – говорят, что в истории ВГИКа это уникальный случай.

Во время учёбы Фатеева снялась в «производственных» фильмах «Случай на шахте восемь», где она познакомилась со своим будущим мужем Владимиром Басовым.

И, говорят, увела его от законной жены уже довольно известной актрисы Розы Макагоновой, «Капитан старой черепахи» режиссёров Всеволода Воронина и Генриха Габая, и у Николая Досталя в детективе «Дело пёстрых».

Читайте также  «Он меня не осуждает»: Валя Исаева, которая родила в 11 лет, снова собирается замуж

По окончании ВГИКа Фатеева год работала в Театре-студии киноактёра, а затем перешла в Театр им. Ермоловой.

«Битвы в пути»

Выход «Битвы в пути» хотели приурочить к открытию XXII съезда КПСС, когда в самом разгаре была кампания по разоблачению культа личности Сталина, и сценарий был написан сообразно моменту.

Но во время работы умер режиссёр Захар Аграненко, стремительно менялось само время. Работу заканчивал Владимир Басов – это был уже девятый фильм, на котором он работал в качестве режиссёра-постановщика.

Курировала картину сама министр культуры Екатерина Фурцева, у которой, как известно, не забалуешь, диалоги и некоторые сцены переписывали прямо на съёмочной площадке, и первоначальный замысел изменился до неузнаваемости.

Роль главной героини Тины Карамыш далась Фатеевой не просто: в частности, ключевой диалог Тины ей пришлось переозвучивать четыре раза, и всяки раз с новыми интонациями, а иногда и с новым текстом.

Кто там заметит, что сказанное актрисой не совпадает с артикуляцией – идеология важнее. К моменту начала съёмок «Битвы в пути» Фатеева уже была замужем за Басовым – они поженились в 1958-м, у обоих это был второй брак.

В 1959-м у пары родился сын Владимир, а в 1961-м они расстались: Басов уже тогда был большим любителем «заложить за воротник».

Поговаривали, что Фатеева вышла замуж за режиссёра по расчёту, но у этой версии есть один серьёзный изъян: в конце 50-х Басов ещё не был тем, кем он стал позже – не были сняты «Метель», «Щит и меч», «Опасный поворот», «Дни Турбинных».

Просто Басов, не будучи красавцем, скорее, наоборот, был очень обаятельным мужчиной. Когда Басов в полном одиночестве умирал в больнице, Фатеева и дети Басова были едва ли не единственными, кто навещал его и помогал. Какой уж тут расчёт…

Басов часто снимал своих законных жён – когда он был официально женат, редкая его картина обходилась без участия одной из них.

Макагонову, брак с которой продлился семь лет, басов снял в трёх фильмах, Валентину Титову, с которой прожил 14 лет – в пяти.

Меньше всего повезло Фатеевой – она снялась лишь в одной картине мужа – «Битва в пути», но и прожили они вместе всего три года.

После расставания Басов своих бывших жён сниматься уже не приглашал, а вот детей не забывал: Владимира он снял в двух картинах, общего с Титовой сына Александра – в трёх.

Басов не редко, как бы в шутку, спрашивал Фатееву: «Когда же ты постареешь и перестанешь быть такой красивой?».

И это была не такая уж шутка: чтобы получать роли в кино, Фатеева пыталась сделать себя менее яркой – причёска похуже, макияж попроще, одежда не такая модная.

Но и эти ухищрения не принесли ей ролей советских тружениц – на заводе у станка или на ферме рядом с коровой она выглядела не натурально – Тина Кармыш в «Битве в пути» была, всё-таки, технологом, то есть интеллигенцией.

«Три плюс два»

На съёмках «Три плюс два» у дважды разведённой Фатеевой начался бурный роман с Андреем Мироновым, который ещё не был женат, и был младше своей возлюбленной на 7 лет.

Звездой Миронов ещё не был – звёздами были его родители артисты Мария Миронова и Александр Менакер. Мама была против отношений сына с Фатеевой, а Андрей маму очень любил, и, чтобы не делать ей больно, подчинился, и очень страдал.

Фатеева вспоминать тот роман не любит, но считает Миронова замечательным человеком, который помог ей в трудный период жизни. Тёплые отношения сохранились и с Марией Владимировной.

В Крыму киношная братия жила на территории завода шампанских вин – в стародавние времена князь Голицин, то ли дворец свой построил в винограднике, то ли виноград посадил вокруг дворца, а рядом поставил винокурню, разросшуюся потом в завод.

Читайте также  Светская львица Ульяна Цейтлина и почему олигархи одаривали ее с ног до головы

Понятно, что съёмочная группа частенько вместе и поврозь ходила в цеха, и покупала ещё негазированное шампанское, которое заменяло им воду

– у каждого в комнате княжеского дома стояла пара-тройка полных ведёрок, но не тех, в которые на лёд кладут бутылку шампанского, а настоящих, 10-литровых.

Режиссёр Генрих Оганесян планировал Фатееву на роль киноартистки Наташи, но Фатеева хотела играть дрессировщицу Зою, Оганесян совершил «рокировочку» – роль Зои отдал Фатеевой.

А Наташу сыграла Наталья Кустинская, которая, простите за тавтологию и невольный каламбур, ещё сыграет роль в жизни самой Фатеевой.

Работа над фильмом была та ещё: по сути, картина снималась дважды – широкоэкранный вариант, и обычный, и артисты по два раза повторяли все дубли.

Это было вызвано тем, что тогдашняя киноаппаратура не позволяла демонстрировать широкоэкранную копию в большинстве советских кинотеатров, а оборудование для широкоэкранных копий было в считанном числе больших городских кинозалов.

В 1964-м Фатеева, Резо Чхеидзе и Роман Кармен попали в Сан-Франциско на так называемый Фестиваль фестивалей.

Там они встретились с четырёхкратным оскаровским лауреатом, восьмикратным обладателем «Золотого глобуса» уроженцем Полтавской губернии композитором Дмитрием Тёмкиным.

Он повёз их в Лос-Аджелес, а оттуда – в Голливуд, где им устроили фантастический приём. Тёмкин познакомил Фатееву с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном. Эта поездка, эти знакомства, и этот приём запомнились Фатеевой на всю жизнь.

«Песни моря»

Второй пик популярности случился у Фатеевой в 1970-м после выхода совместной советско-румынской музыкальной картины «Песни моря».

Играть Фатеевой там было нечего – роль была плоской, диалоги банальные, а основную работу делал прекрасный румынский певец Дан Спэтару.

Но режиссёр Франчиск Мунтяну просто снимал крупным планом красавицу Фатееву, её лицо, её голубые глаза, её волосы, и этого было достаточно.

Две песни за Фатееву спела Лариса Мондрус. Снимали картину в Румынии – это была довольно продолжительная командировка за рубеж.

Говорят, что Спэтару влюбился в Фатееву – а кто бы не влюбился? – и не давал ей проходу, после окончания съёмок несколько раз приезжал в Москву, чем поспособствовал разрушению третьего брака Фатеевой.

Но руки и сердца её так и не добился. Да и не приветствовались тогда в СССР браки с иностранцами, пусть и из дружественных стран.

Третий брак

Третьим мужем Фатеевой был космонавт № 9 Борис Егоров – они поженились в 1965-м, вскоре после того, как врач Егоров провёл в космосе чуть больше суток, совершив на корабле «Восход-1» 16 оборотов вокруг Земли.

1969-м у них родилась дочь Наташа. Слух о том, что Фатеева в Румынии крутит роман с румынским певцом, быстро разлетелся по Москве, а частые наезды Спэтару в СССР лишь укрепили подозрения.

Этим не преминула воспользоваться партнёрша по фильму «Три плюс два» Наталья Кустинская, и увела Егорова у Фатеевой. Егоров стал третьим из шести мужей Кустинской.

Он вообще был человеком увлекающимся, четыре раза женился, хотя такое непостоянство и не приветствовалось у космонавтов. Брак с Кустинской был самый длинный – он продолжался 20 лет.

«Джентльмены удачи»

В 1971 году вышел фильм Александра Серого по сценарию Виктории Токаревой и Георгия Данелия «Джентльмены удачи», в котором Фатеева сыграла, по сути, единственную женскую роль «не для мебели»,

разбавив «тёплую» мужскую компанию Евгения Леонова, Георгия Вицина, Савелия Крамарова и Раднэра Муратова, и примкнувших к ним Николая Олялина, Олега Видова и Эраста Гарина.

Фатеева, дочь чокнутого археолога Мальцева, приютившего беглых уголовников пожить на своей даче, появляется под конец фильма в модной красной курточке с капюшоном, отороченным каким-то мехом,

моментально влюбляет в себя Косого, и становится и для него, и, что уж греха таить, для всего зала олицетворением какой-то другой жизни.

Роль не большая, но очень важная – у Фатеевой чуть больше двух минут экранного времени и 130 слов, но, спроси любого, кто из женщин в этом фильме запомнился больше всего, и, думаю, ответ будет один – конечно, Фатеева – яркая, красивая, обаятельная.

Читайте также  Приключения красных трусиков: самые странные финансовые советы из Интернета

Людмила, героиня Фатеевой, словно мостик из одного мира в другой. Не антураж профессорской дачи – камин, рояль, шёлковый халат, кресло-качалка, и, о чудо – телефон в загородном доме, а именно эта хрупкая почти юная женщина.

И Фатеева своим мимолётным появлением блестяще справилась с этой ролью, внеся каплю надежды в беспросветную жизнь Косого, Хмыря и Василия Алибабаевича – такой хороший женщина, а отец барыга, спекулянт.

Роль Людмилы стала своеобразным водоразделом в кинокарьере Фатеевой. Ролей после этого было много, но такой яркой, словно вспышка, уже не было.

Работу она не выпрашивала, по пятам за режиссёрами не ходила. С её известностью и популярностью она могла выбирать, какие роли играть, а от каких отказаться.

И она часто отказывалась, не желая «торговать лицом». Но актёрская профессия зависима, жить на что-то надо было.

В 1961 году Фатеева вернулась в Театр-студию киноактёра при «Мосфильме», и часто встречалась с бывшей и нынешней жёнами Басова – Роза Макагонова и Валентина Титова тоже служили в этом театре.

Считалось, что постановки этого театра служат подготовкой к предстоящим съёмкам. Кроме того, они давали, какую-никакую, работу штатным актёрам студии, которые в этот момент не были заняты в съёмках.

Каждый режиссёр «Мосфильма» был обязан привлекать к работе артистов театра. Однако не все режиссёры следовали этому неписанному правилу.

«Розыгрыш»

Уже известный актёр, Владимир Меньшов пригласил Фатееву на роль завуча школы Калерии Георгиевны в своей первой режиссёрской картине «Розыгрыш».

Фатеева, прочитав сценарий, согласилась: она почувствовала, что фильм станет особенным в тусклом ряду картин о школьниках и молодёжи, снятых, как под копирку.

Фатеева поняла, что Меньшов готов поднять острые проблемы, и, что если у него получится то, что он задумал, фильм выйдет неординарным.

И она не ошиблась: фильм наделал много шума, а завуч Фатеевой вышел за рамки привычных нам и по кино, и по жизни «тёток в футляре» – Калерия Георгиевна, хоть и носит черты, присущие советскому завучу, но она живая, человечная.

Думаю, многие хотели бы видеть работников образования именно такими. Сам Меньшов о своём выборе не жалел, и не считал, что Фатееву ему навязала студия.

«Место встречи изменить нельзя»

Судьба дважды сводила Фатееву со Станиславом Говорухиным. Впервые она сыграла у него в 1968 году в картине «День ангела».

Второй раз Говорухин пригласил Фатееву десять лет спустя – режиссёр экранизировал роман братьев Вайнеров «Эра милосердия». Когда пятисерийный фильм показали по телевидению, назывался он «Место встречи изменить нельзя».

По фильму Ингрид Соболевская – «Ира с Божедомки», как и мама Фатеевой, работница ателье мод, бывшая любовница бандита Фокса, сохраняет к этому человеку светлые чувства.

Она не знает о его второй личине, но после того, как к ней пришёл Шарапов, начинает догадываться, что дело не чисто – органы просто так ни кем интересоваться не станут.

Соболевская, которую Фокс бросил ради Ларисы Груздевой, казалось бы, должна хотеть отомстить бывшему кавалеру, но она говорит о нём так, что зритель, знающий, какое Фокс чудовище, начинает меньше его ненавидеть.

И, конечно, Говорухин не смог удержаться от того, чтобы в очередной раз не показать крупным планом синие глаза Фатеевой. Как сказала бы героиня другого фильма: это мой натуральный цвет, ведь цветных линз тогда ещё не придумали.

В фильмографии Натальи Фатеевой 70 с лишним картин, казалось бы, можно только радоваться. Но как-то Фатеева сказала: фильмов много, а радости мало. Режиссёры, в основном, эксплуатировали её внешние данные, её красоту, а ей хотелось большего, и она, конечно же, могла больше.

Источник

Оцените статью