26 июля 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения талантливого актера театра и кино Николая Парфенова, который завоевал народную любовь и вошел в историю советского кинематографа как «король эпизода».
Лучше всего ему удавались роли чудаковатых чиновников, без Парфёнова уже невозможно представить такие киноленты как: «Афоня» (1975), «По семейным обстоятельствам» (1978), «Чародеи» (1982) и многие другие.
За плечами артиста более 140 ролей в кино, и это при том, что после распада СССР вышло только 4 картины с его участием.
В этом выпуске я расскажу о том, как Николай Парфенов, родившийся ещё в Российской империи, стал востребованным советским артистом, которого любят до сих пор.
Как сложилась его личная жизнь, и почему актер, посвятивший себя семье, оказался помехой детям, которые обобрали его «до нитки»? Как вышло, что остаток жизни он провел в нищете и забвении?
Николай Парфенов появился на свет 12 июля 1912 года во Владимирской губернии в многодетной семье: у Коли был брат и четыре сестры. Глава семьи был помощником капитана на судне, а мать занималась хозяйством и детьми.
После революции 1917 года отца назначили на должность директора завода, но когда Коле было 7 лет, папы не стало. Семья, потеряв кормильца, стала нуждаться в средствах.
Мать и сыновья трудились на земле, и впоследствии их семья выбралась из нищеты, став «зажиточной».
В 1931 году их «раскулачили»: мать отправили отбывать трудовую повинность на Север, а детям удалось уехать в Пермь к бабушке и дедушке. Николай и его старший брат поступили в пермский институт, но вскоре были отчислены.
Тогда они решили ехать в столицу, где устроились на завод арматурщиками. Николай узнал, в что студию при Театре имени Моссовета набирают студентов и решил испытать удачу.
Молодой человек пришел на прослушивание в костюме отца, который был ему сильно велик. Читая стихотворения Маяковского, он рассмешил приемную комиссию, тем, что буквально заставил профессора снять пенсне, гаркнув:
«Снимите эти очки-велосипеды». Парня приняли, охарактеризовав смешным и неотесанным простаком.
Однокурсники, которые были, в основном, москвичами, пренебрежительно относились к «деревенскому чудику», однако педагоги ценили Парфенова, и в 1935-м году, после получения диплома, молодого актера зачислили в труппу Театра имени Моссовета.
Работа в театре — как отношения в большой семье. Коллеги за спиной называли Парфенова «Рождественским дедушкой» за его доброжелательность, прекрасное чувство юмора и умение поддержать товарища в трудную минуту.
На большом экране актер впервые появился в 1944 году в картине «Родные поля», где ему доверили роль нового председателя ивановского колхоза, которого даже не было в титрах.
Но через несколько лет, Парфенов стал очень востребованным киноактером, исполнявшим роли второго плана, а фразы его персонажей разошлись на цитаты.
В кино Парфенов так умело создавал типажи мелких начальников, что зрители верили, что он такой и в жизни, но это совсем не так. Его герои, которые, по сути, были отрицательными, оживляли фильм, и даже вызывали симпатию.
Актер признавался, что своих героев он встречал в обычной жизни: излюбленным местом Парфенова был Черёмушкинский рынок, где он наблюдал за прохожими, готовясь к новой роли. В 1968 году талантливый актер получил знание Заслуженного артиста РСФСР.
Жизнь за кадром
Первой женой Николая Парфенова стала актриса Ольга Васильева, с которой он познакомился в студенческие годы. У супругов родилась дочь Ирина. Вот только семейная жизнь не заладилась: бытовые трудности и неурядицы привели к разводу.
Актер очень тяжело переживал этот разрыв, впал в депрессию и стал сторониться женщин. Коллеги проявили заботу и уговорили познакомиться с чиновницей из Театра имени Моссовета — Ларисой Алексеевной.
Женщина, пережившая развод, воспитывала сына и не горела желанием начинать новые отношения, тем более с представителем актерской богемы: ей и так не давали прохода ловеласы и разбалованные сыновья служащих.
При первой же встрече Николай и Лариса поняли, что созданы друг для друга: Парфенов был скромным и трогательным, а Лариса не была похожа на жесткую чиновницу.
В 1949 году они поженились, и Парфенов усыновил сына супруги от первого брака, которого воспитал как родного.
Актер посвящал жене стихи и ревновал, хотя Лариса не давала повода, и тогда Коля трогательно извинялся.
Он был идеальным мужем: не имел вредных привычек, был любящим и верным, не посещал актерские посиделки, жил семьей и работой. Супруги мечтали о том, что после выхода на пенсию отправятся в путешествие по стране и копили деньги.
Но в 1991 году грянул дефолт, уничтоживший все их накопления, а следом у жены случился инсульт. Женщину парализовало.
Счастливая жизнь рухнула в одночасье: Парфенов ушел из театра, которому отдал 54 года своей жизни и начал ухаживать за любимой. Ларисы Алексеевны не стало в 1996 году, они прожили в счастливом браке 47 лет.
Печально, что родная дочь Ирина, приемный сын и внуки отплатили актеру черной неблагодарностью. Вместо того, чтобы заботиться о пожилом человеке, посвятившему им жизнь, они вынесли из его квартиры все ценные вещи, оставив лишь старый диван, на котором спал Николай Иванович.
Родственники, не стесняясь, высказывали актеру в лицо, что он им мешает, и не могли дождаться, когда освободится жилплощадь.
Коллеги тоже напрочь забыли своего некогда любимого «Рождественского дедушку» и бросали трубку, услышав его голос. Так под конец жизни одинокий и живший в нищете артист был всеми забыт.
Парфенов решил, что лучшим выходом будет попасть в пансионат для ветеранов сцены. Он начал оформлять документы и выяснилось, что покойная жена прописала в квартиру внучку.
Николай Иванович понимал, что Лариса Алексеевна сделала это из благих соображений, ведь она не могла представить, что родственники так поступят с отцом и дедом.
Таким образом, даже в пансионат Парфенов не попал, ведь для этого надо было отдать квартиру государству, а внучка выписываться не собиралась и ждала наследство. Только тогда пожилой актер понял, чем так мешал родственникам…
Сердце артиста остановилось 7 января 1999 года. Без любимой супруги он не прожил и двух лет. Парфенов не страдал серьезными заболеваниями и даже в преклонных годах был довольно крепок физически, только после 80 лет его стала подводить память.
Скорее всего, Николая Ивановича погубило осознание того, что он оказался преданным самыми близкими людьми.
На прощание с Николаем Парфеновым никто из коллег не пришел, хотя в театр сообщили о его кончине. В последние годы утешением для артиста была сестра Антонина, которая заботилась и поддерживала брата.
Она же и проводила его в последний путь и долго хранила урну с прахом у себя дома, в надежде, что однажды кто-то вспомнит о любимом артисте. Не дождавшись, женщина предала земле прах короля эпизода.
Николай Парфенов похоронен в семейной могиле на Химкинском кладбище. Там же через 7 лет упокоилась и его сестра Антонина.
Безумно жаль, что жизнь Николая Парфенова, которого зрители обожали и считали поистине народным, закончилась так печально, но в памяти зрителей он останется навсегда!