Как сложилась судьба царицы с Кавказа, якобы придумавшей опричнину. Мария Темрюковна стала второй по счету супругой Ивана Васильевича.
Вышла за русского царя спустя всего год после смерти в 1560-м его любимой первой жены — Анастасии Захарьиной-Кошкиной (Романовой).
Любопытно, что вторую супругу Иван Грозный себе подыскивал именно иностранку. Поначалу сватался к сестре польского короля Сигизмунда II Катерине Ягелонке. Но поляки как калым за невесту насмешливо потребовали русские Псков, Новгород, Смоленск.
Наш разгневанный Ваня от идеи жениться на западной принцессе отказался. И обратил свои брачные взоры на Северный Кавказ, куда активно наступал после покорения Астраханского ханства.
Русь в те годы завела полезный союз с Кабардой — крупным адыгским государством, противостоявшим турецко-крымско-ногайской экспансии. И, сами понимаете, разумно было б укрепить тот альянс годным династическим браком.
Кто такие кабардинцы
Кабардинцы — если что, одна из 3 главных ветвей триединого адыгского народа (наряду с черкесами и адыгейцами). Их предки, черкесы-касоги, изначально жили на территории современного Краснодарского края.
Однако в XIV-XV вв под началом своего князя Инала перешли реку Лаба. И расселились далеко на восток, до самой Чечни, на обезлюдевших после страшного нашествия Тамерлана землях исторической Алании.
Именно тут и возникла к XVI-му столетию Кабарда (Къэбэрдей), состоявшая из нескольких княжеств.
Сегодня адыги-кабардинцы в составе России живут в республике Кабардино-Балкария (КБР), а также в соседних регионах — Северной Осетии, на Ставрополье.
Царица-княжна
Иван прознал, что у Верховного кабардинского князя-валия Темрюка Идарова (Темырикъу Айдар икъу) имеется 16-летняя дочь-красотка по имени Гуашеней (в буквальном переводе с адыгского «глаза княжны»). И немедля заслал в Кабарду сватов.
Темрюк некоторое время колебался — требовалось отправлять любимую дочь куда-то на холодный север, к суровому русскому царю.
Да еще и крестить ее там в иную веру, православие. А ведь кабардинцы тогда исповедовали суннитский ислам с сильным влиянием местных исконных верований…
Но в конце концов Темрюк все же милостиво согласился — Кабарде остро требовался надежный северный союзник-брат. Тем более, что сами кабардинцы тогда еще яро верующими мусульманами не являлась.
А в Москве уже нормально жил крещенный в христианство под именем князя Михаила Черкасского сын Темрюка Салтанкул. И вот Гуашеней с огромной свитой отправилась в Москву.
Где и была крещена в православие 20 июля 1561-го года, получив в честь святой Марии Магдалины христианское имя-отчество Мария Темрюковна. А всего через месяц в Успенском соборе Кремля состоялась ее пышная свадьба с царем Иваном.
Была ли Мария Темрюковна жестокой?
Марию Темрюковну наша историческая братия обычно описывает в полный противовес доброй Анастасии Романовой.
То есть, как крайне суровую кавказскую даму, что отнюдь не отговаривала супруга от жестокости, а напротив, в оной поддерживала. Чуть ли не лично наблюдала с Кремлевских стен за публичными казнями на Лобном месте.
И якобы Мария Темрюковна даже сама присоветовала Ивану создать ту самую окаянную опричнину — спецотряды для централизованного уничтожения любых заподозренных в измене государству аристократов. Мол, нечто подобное у ее отца в Кабарде имелось.
Именно в подобном ключе Марию Темрюковну и показывают в знаменитой ленте Павла Лунгина «Царь» (2009-го года) — чуть ли не поехавшей истеричной психопаткой-маньячкой.
А на самом деле
Хотя я лично с таким мнением категорически не согласен — существует немало источников, рассказывающих о Марии Темрюковне как о по-настоящему скромной и застенчивой барышне, весьма «христолюбивой». Но вместе с тем, по-кавказски сильной характером.
Своенравная дочь Кабарды, строгая, чувственная и вспыльчивая, сразу же при дворе дала понять, кто тут в будку свет провел. Именно этот момент здорово напугал московских бояр, устроивших против чужестранки Марии подобную информационную атаку.
Московские бояре явно остались недовольны выбором царя в новые жены не одной из их дочерей, а некой иностранки.
Потеряла старая дворянская аристократия мощный инструмент влияния на государственную политику. Потому и изображала Марию Темрюковну жестокой чуть ли не ведьмой.
Отмечу, по поводу опричнины и жестокости — у адыгов (кабардинцев) смертной казни, как у большинства северокавказских народов, вообще отроду не существовало.
Преступник, даже убийца, обычно наказывался крупным штрафом или же изгнанием с родины. А вы говорите, Мария Темрюковна царя на бессмысленное кровопролитие могла толкать…
Судьба кавказской царицы
Наша кавказская героиня наследника Ивану Грозному так и не подарила — их единственный ребенок, сын Василий Иоаннович, скончался в младенческом возрасте всего 2 месяцев от роду. Сей факт вызвал сильное охлаждение в отношениях между монаршими супругами.
Сама Мария Темрюковна умерла в Александровой слободе спустя 8 лет после свадьбы — в сентябре 1569-го года. По одной из версий — от простуды, много гоняла по холодным вологодским монастырям, тщетно вымаливая ребенка.
Иоанн Васильевич решил, что опять-таки из-за подлого отравления его и вторая жена ушла… Не исключаю, что прав был царь. Но в любом случае, тут же он нашел якобы виновного — своего же двоюродного брата Владимира Старицкого, быстро казненного вместе с семьей.
Погребена была, кстати, Мария Темрюковна в Вознесенском соборе Кремля — слева от первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны Захарьиной-Кошкиной.
Ну а следующей супругой царя на кратких две недели стала уже та сама Марфа Собакина, которая Марфа Васильевна я…
Увы, восстановить точный прижизненный облик Марии так пока восстановить и не удалось — слишком уж плохо череп ее сохранился.
Резюме
Мария Темрюковна на самом деле широко открыла для Руси Северный Кавказ. Выступила как надежная проводница кавказских интересов в Москве.
Иван Грозный не раз отправлял на помощь отцу своей жены крупные воинские отряды. И при поддержке Темрюка построил первую русскую крепость в здешних местах — Терский острог при впадении Сунжи в Терек.
Темрюк же в 1570-м году помог воеводам Иоанна Васильевича окончательно разгромить крупную турецко-татарскую армию, шедшую на Астрахань.
Вот еще что скажу, чуть не забыл. Сегодня в Кабардино-Балкарии Мария Темрюковна — один из главных символов вечного единения с русским народом. В центре столицы Республики ей в 1957-м году был установлен грандиозный памятник, что так и именуется гордо «Навеки с Россией».