Актер Николай Бурляев утверждал, что на съемках фильма «Мама вышла замуж» по утрам приходил в гостиничный буфет, брал себе омлет, а Олег Ефремов – граненый стакан коньяка и конфетку. Выпивал его, как чай, а к конфете не притрагивался и шел на киностудию.
То ли у знаменитости был сложный период в жизни, а быть может он так входил в образ выпивающего человека из народа, каковым и был прописан его персонаж в ленте. Об этих и других подробностях работы над фильмом – в материале корреспондента «Минск-Новости».
О чем кино
Зина работает маляром и воспитывает сына, который только окончил школу. Неожиданно в ее жизни появляется мужчина по имени Виктор. Он трудится водителем грейдера.
Мамин ухажер не скрывает пристрастия к спиртному. В то же время Виктор очень обаятелен. Сын категорически против отношений между ними и пытается бунтовать.
Поздний дебют
После фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966) сценарист Юрий Клепиков считался модным в кинематографических кругах.
По одному из его новых сценариев «Мама вышла замуж» начинающий режиссер Сергей Соловьев мечтал снять первую полнометражную картину. Однако к 24-летнему постановщику относились с недоверием, и производство ленты запретили.
Во-первых, тема сценария больше бы подошла зрелому постановщику, у которого есть опыт семейной жизни. Во-вторых, у Соловьёва отсутствовал режиссерский опыт, за исключением курсовых и дипломных короткометражек во ВГИКе.
Удивительно, но в 1969-м по данному сценарию постановку позволили начинающему режиссеру Виталию Мельникову.
Этому было объяснение. Дело в том, что будущий создатель таких замечательных картин, как «Старший сын» (1975), «Отпуск в сентябре» (1979), «Выйти замуж за капитана» (1985) получил диплом режиссера в 1952 г.
Однако почти до 40 лет он трудился на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, снимая нетленки («За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина»).
Первую самостоятельную художественную ленту «Начальник Чукотки» создал в 1966-м. Благодаря ей и солидному возрасту Мельникову позволили экранизацию сценария Клепикова.
Страхи и опасения
На главную роль утвердили скромную и робкую Люсьену Овчинникову. Ее отец был военным, семья постоянно переезжала. Так они оказались в Ашхабаде, где все близкие Люсьены погибли во время землетрясения.
Поэтому она плохо помнила, что такое семья. Сразу после школы Овчинникова отправилась в Минск, там жила ее тетя. Здесь будущая актриса пробовала поступить в театральный вуз, но безуспешно.
Правда, актерское образование она потом получила, однако не имела собственных детей, а значит и материнского опыта. А ведь на экране ей предстояло сыграть маму подростка.
Было еще одно обстоятельство. На роль Виктора утвердили Олега Ефремова. Он – звезда, художественный руководитель популярнейшего театра «Современник». Люсьена его жутко боялась.
Правда, в группе у нее находился друг. Общением с ним помогало справиться Овчинниковой с трудностями. Речь о ее экранном сыне, которого сыграл Николай Бурляев. В 21 год он уже обрел известность после картин «Иваново детство», «Андрей Рублев» Тарковского.
Очень скоро актриса перестала бояться Ефремова. Приезжая на съемки в Ленинград, Олег Николаевич не только в кадре, но и вне его находился в образе простого, любящего выпить водителя грейдера.
Как рассказывал Бурляев, для вхождения в образ утром в буфете вместо чая народный артист выпивал граненый стакан коньяка, заедал конфеткой и отправлялся на площадку!
В кругу Овчинниковой, Ефремова и Бурляева возникла теплая семейная атмосфера, которая затем перенеслась на экран.
Вилла Ефремова
Съемки проходили в Ленинграде. Виталий Мельников, заметив, что между тремя исполнителями главными ролей сложились особые отношения, не хотел нарушать их компанейское настроение.
Поэтому никак не разбирал с актерами персонажей, не давал вводных, а предоставил свободу действий. Бурляев в момент съемок думал, что начинающий режиссер не умеет работать с артистами, поэтому не берется.
На деле, по словам Мельникова, режиссер следовал совету старейшего актера МХАТа Алексея Грибова, который снялся в его первой ленте «Начальник Чукотки».
Мэтр советовал начинающему постановщику чаще отпускать вожжи, позволять импровизировать, давая понять исполнителям, что они соавторы фильма. Их это окрыляет, они стараются трудиться в кадре на пределе возможностей.
В павильоне студии построили точную копию однокомнатной хрущевки с коридором и кухней, где главные герои квартировали.
Причем если обычно декораторы делают жилплощадь в кино просторнее стандартной, чтобы было место и для операторской группы с техникой, то на сей раз пространство ограничили.
Как утверждал оператор Дмитрий Долинин, благодаря этому в картине много крупных планов лиц артистов. Как говорится, в тесноте не сфальшивишь.
Когда в декорациях кухни центральные персонажи участвовали в сцене свадьбы, «Ленфильм» посетила звезда американского кино Глория Свенсон в сопровождении ленинградских партийных деятелей.
В павильоне она услышала смех, решила, что там банкет, и пошла с переводчиком на шум голосов. Войдя, она произнесла: «Хеллоу!» Водка в графине оказалась настоящая.
Ефремов налил ей рюмку, учил, как, закусывая, нужно опускать зеленый лук в солонку. Захмелев, актриса внимательно посмотрела на Олега Николаевича и сказала, что бывала на его вилле в Ницце.
Ефремов, глубоко вздохнув, серьезно ответил, что виллу пришлось продать, оказалась тесной для семьи! Американка воскликнула: «О-ля-ля!»
На редколлегии «Ленфильма» кино разгромили в пух и прах. Конечно, редакторов возмутила сцена, где комсомолки и партийные женщины, работающие малярами,
в обеденный перерыв в центре Ленинграда на крыше одного из домов снимают комбинезоны и загорают в нижнем белье. Однако эпизод в картине остался.
Присутствовавшие редакторы выразили недоумение, мол, зачем нужен такой фильм. В нем нет морали. Показаны окраины Ленинграда, где возводят хрущевские пятиэтажки, окруженные непроходимой грязью и свалками строительного мусора.
Режиссер попробовал приблизить события, происходящие на экране, к реальности. И это больше всего раздражало цензоров.
В результате картине дали низшую, 3-ю категорию с ограниченным прокатом. Бурляев вспоминал, что ждал премьеру, но ни в одном из центральных кинотеатров ее не было.
Официально в прокате лента появилась в мае 1970 года. В силу узнаваемых многими семейных обстоятельств в сюжете, она имела неожиданный успех.
Цензоры вырезали сцену, в которой герои катаются на качелях в парке под песню «Хмуриться не надо, Лада!», так как в ней есть строчка «Нам столетья не преграда». Ведь в 1970-м в стране праздновали столетие Ленина.