За что донские казаки чуть не побили Олега Ефремова на съёмках фильма «Здравствуй и прощай»

В этом году исполнилось полвека замечательной лирической комедии «Здравствуй и прощай». Несмотря на то, что фильм был снят в 1972 году, премьера кинокартины состоялись лишь в июне 1973 года.

Этот фильм знаменателен несколькими событиями. Во-первых, как уже многие знают, в этом фильме первую настоящую известность получили две талантливые актрисы: Людмила Зайцева и Наталья Гундарева.

Фильм не был их кинодебютом, но стал началом большой и успешной кинокарьеры. Во-вторых, этот фильм стал первой совместной работой двух выдающихся мастеров кино

— Виктора Мережко и Виталия Мельникова. Первый написал сценарий, ну а Виталий Вячеславович блистательно его поставил.

Поначалу у них было недопонимание по поводу выбора режиссёром на главную роль (многодетной матери) 26-летней Зайцевой. Но позже Мельников убедил Мережко в правильности такого выбора.

Сценаристу хотелось, чтобы в паре с Олегом Ефремовым сыграла более зрелая актриса. Поэтому пробы на роль Шуры в числе других первоначально прошли: Жанна Прохоренко, Людмила Чурсина и Тамара Сёмина, которым было уже за тридцать.

Но Мельников настоял именно на Зайцевой и не ошибся. Он же выбрал Наталью Гундареву на роль буфетчицы Нади. А ведь актрисе в начале съёмок было всего 23 года.

Олег Ефремов в 1972 году был уже не просто кинозвездой первой величины, но ещё и главным режиссёром МХАТа, куда мечтали попасть многие актёры и актрисы.

Не была исключением и Людмила Зайцева, которая начинала свою карьеру в Рязанском театре юного зрителя.

В начале съёмок она откровенно робела сниматься рядом с Ефремовым и этим злила Мельникова. Её обращения к участковому Бурову в кадре на «ты» получались фальшивыми и натянутыми.

В некоторых эпизодах, чтобы получить у актрисы нужное выражение лица, вместо Ефремова снимался дублёр.

В конце концов, устав от повторяющихся из-за этого дублей, её отчитал сам Ефремов. Мол, какая ты, нафиг, профессиональная актриса, которая не может войти в образ?!

Читайте также  Трое из ларца одинаковы с лица: Сергей Лазарев продемонстрировал смешные фото с подросшими детьми

Эти слова её разозлили, и в итоге она избавилась от робости. И даже однажды сама отчитала Ефремова, когда из-за его «похмельного» состояния съёмки пришлось переносить.

К сожалению, Олег Николаевич в те годы уже сильно злоупотреблял алкоголем. Он не уходил в запои и всегда на первое место ставил работу.

Но бывало, что с утра, после вечерних или ночных посиделок, выглядел, с точки зрения режиссёра, не так, как должен выглядеть хороший советский милиционер.

И часто съёмки приходилось переносить, потому что даже волшебники-гримеры ничего не могли сделать с его опухшим лицом и красными глазами.

Большинство уличных сцен снимали в небольшой станице недалеко от Ростова-на –Дону. Чтобы не тратить время на ежедневные поездки в гостиницу и обратно, съёмочную группу вместе с актёрами расселили по частным домам станичников.

Стояла летняя жара. С непривычки все киношники очень страдали и при каждом удобном случае бегали купаться на речку. Все, кроме Натальи Гундаревой.

Мельников захотел сохранить её пухленькую фигуру белой. Она ведь целыми днями находится в буфете, поэтому загорать ей как бы некогда. В отличие от её подруги Шуры, которая все время на улице.

И режиссёр хотел получить контраст, когда зрители в кадре видели их вместе: загорелая Шура и бледная Надя. Поэтому Гундаревой был приказано всё время находиться в доме.

И выходить лишь на съёмки. Но сидеть в деревенском доме было душно и ещё жарче, чем на улице.

Актриса часами находилась возле электровентилятора, который ей заботливо привезли из города реквизиторы. Наталья страдала, злилась, но вынуждена была подчиняться.

В начале осени, уже в конце съёмок, в станице местные играли свадьбу. Понятно, что приезжие актёры были желанными гостями. Режиссёру даже пришлось сделать в тот день выходной.

Читайте также  Нешуточный переполох! Фанаты Ольги Бузовой уличили певицу в открытом обмане

Во время застолья у Олега Ефремова с местными станичниками случился разговор. Олег Николаевич с теплом вспоминал Никиту Хрущева.

Дескать, именно он дал свободу творчества и благодаря ему появился «Современник». Да и вообще, он был большой молодец в этом плане.

Но местных мужиков такие заявления разозлили. Оказывается, в станице все ненавидели Хрущёва. Дело в том, что раньше в местном совхозе выращивали пшеницу.

Совхоз был миллионером, да и всем станичникам с местных полей доставалось зерна на свои нужды. Но по инициативе исходящей от Хрущева, их поля стали засеивать кукурузой.

А это означало, что сельчане лишились зерна и остались без фуража, так как местная домашняя скотина, привыкшая к злакам, отказывалась питаться кукурузой.

Короче, жизнь станичников изменилась в худущую сторону, и слышать о Хрущеве они не ничего хотели. И хотя того уже давно не было у власти, они до сих пор выращивали кукурузу.

А тут какой-то приезжий его нахваливает! Короче, все были выпивши, и один местный казак не стерпел и схватил Ефремова за грудки.

От мордобоя актёра спасла хорошая реакция членов съёмочной группы. Их разняли, а то съёмки опять пришлось бы переносить. Но теперь уже из-за разбитой физиономии Ефремова.

Как я уже писал выше, фильм был завершен ещё в 1972 году. Но до зрителей он добрался лишь летом следующего года. Мельников у киночиновников имел славу неуступчивого кинорежиссёра.

Всегда спорил и доказывал своё. Поэтому те его откровенно не любили. И это несмотря на то, что он уже снял такие фильмы, ставшие лидерами проката, как «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж» и «Семь невест ефрейтора Збруева».

Режиссёр Виталий Мельников на съёмках фильма «Здравствуй и прощай» (1972).

Фильм приняли, но в прокат запускать не торопились. Лично я думаю, что назло Мельникову ждали летнего низкого сезона в кинотеатрах. Его премьера состоялась в июне. В этом месяце, по статистике, люди реже всего ходили в кинотеатры.

Читайте также  Как сложилась жизнь декоратора, который «преобразил» кухню народной артистки Муравьевой? Ведь ославили на всю страну!

Но зрители фильм всё равно заметили. На картину стали поступать заявки со всей страны. Пришлось даже делать дополнительные фильмокопии и продлевать прокат до осени.

В итоге в 1973 году фильм посмотрели более шестнадцати миллионов зрителей, что считалось очень достойным результатом.

Источник

Оцените статью