О том, что Сергей Есенин был большим любителем русских кабаков и не менее русского алкоголя, ходят легенды.
Некоторые из дебошей легендарного поэта была настолько фантастическими, что можно принять их за байки. Но нет, они и в самом деле были. Как знаменитый дебош в театре.
С театром Есенина обычно связывали женщины. Первая жена Зиниада Райх стала актрисой, как и другая зазноба Сергея — Августа Миклашевская. На театральной сцене частенько выступала и Айседора Дункан.
Есенин же как-то раз проник к гримерку Малого театра. Поэт прямо по ходу спектакля проник за кулисы (зачем конкретно история умалчивает).
Там он столкнулся с драматургом Всеволодом Ивановым и вдвоем они решили уединиться в гримерке, чтобы распить спиртное.
Там-то их и нашла одна из актрис после представления — уже вусмерть пьяных. Попытки выпроводить мужчин ни к чему не привели — вызвали полицию.
Немного протрезвевший Есенин, увидев, перед собой милиционера, попытался убежать, по пути оказывая бойкое сопротивление преследователям.
Но в итоге поэта все равно скрутили и доставили в кабинет директора театра, где милиционер составил протокол и вывел скандалистов из здания Малого театра, запретив им впредь показываться в театре в непристойном виде.
К слову, милиционеров Есенин не любил, о чем не раз говорил друзьям: как только их видел — сразу старался сбежать. В заведениях, где особенно часто появлялся Есенин, постоянно находились милиционеры в штатском, которые знали дебошира в лицо.
Ведь почти любой приход Сергея в кабак заканчивался в отделении. Но до суда дело доходило редко — слава Есенина и его связи давали ему возможность замять дело полюбовно.
Взлет и падение Есенина. Почему неизвестный парень из деревни за две недели стал суперзвездой
Недавно общался с одним молодым поэтом, затронули тему Есенина. «Есенин в нашей среде крутым поэтом не считается», — говорит он.
Мне же Есенин с детства нравился. Возможно потому, что за моим окном тоже были березки. Если он «не крутой поэт», то почему стал таким популярным, что в каждой второй квартире висел его портрет?
Впрочем, у меня вкус в искусстве изяществом никогда не отличался. Из художников мне нравится Шишкин, из музыки — Гендель, Моцарт и Вагнер. Никакого сложносоставного искусства и модерна. Банальная попсовая подборка, как сказали бы истинные ценители.
Однако феномен Есенина удивляет. Пожалуй, конкуренция в поэзии никогда не была такой сильной, как на закате царской России. И именно в этот момент простой парень из деревни в одночасье становится суперзвездой. Поэтом номер 1.
Давайте посмотрим, как 19-летнему начинающему поэту из глубинки так быстро удалось покорить пьедестал российской культуры.
Талант и труд — это программа минимум. Есенин, безусловно, был очень талантливым. Но в условиях жесточайшей конкуренции этого недостаточно, чтобы стать успешным, тем более в сжатые сроки.
Новизна. Поэзия в 1915 году пребывала в некотором застое. Отгремели эпатажные футуристы, включая Маяковского, наскучили идеальные творцы типа Блока.
Темы, формы были отточены до идеала. И тут появляется новый герой. Яркий, полный энергии молодости.
Кроме стихов на поэтических вечерах Есенин пел под гармонь матерные частушки. Этим вызывал бурный восторг аудитории.
Поэзия стала сложной, далекой от публики. Поэтическая публика стала очень искушенной, требовала нового. Поэты, отвечая на запрос публики всё усложняли и усложняли свое творчество.
Поэт Велимир Хлебников даже изобрел собственный язык и новые слова, которые использовал для рифм. Поэзия всё больше отдалялась от обычной публики. Сами творцы достигли высокого мастерства.
Чтобы стать поэтом и соревноваться с ними на равных, нужно было очень много трудиться и учиться. Да даже чтобы стать поклонником поэзии, необходимо было совершенствоваться.
Есенин был максимально прост и понятен даже не столичной публике. Такие феномены регулярно случаются в культуре. Например, в 70-е бешеный взлет панк-рока на мировой музыкальной сцене — это аналогичное явление.
Наверху были The Beatles, Rolling Stones и чтобы пробиться — нужно проделать огромнейший путь, который, далеко не факт, что завершится успехом. Сложность и конкуренция в музыкальной среде достигли пика.
И тут появляется простая музыка с простым текстом, понятным широкой аудитории. Социальные темы и парадоксы. Контркультура с матом, эпатажно! И ломает границы между сценой и зрителем.
Запрос эпохи на народную тематику. Россия в царские времена — страна аграрная. 87% живет в сельской местности, 77% населения — крестьяне.
Столичная интеллигенция была от них максимально далека. Но очень хотела сближения. Любой народный колорит ценился на вес золота. Только вот найти его было трудно. Регулярно появлялись поэты и певцы в народном стиле.
Только вот неестественно от них это звучало, потому что не знали они ни крестьянского языка, ни обычных бытовых забот народа. У Есенина же народные слова и сюжеты появляются сами собой, это часть его души:
Старый дед, согнувши спину,
Чистит вытоптанный ток
И подонную мякину
Загребает в уголок.
Есенин стал первым по-настоящему народным поэтом. И внешность идеальна. Голубоглазый, светловолосый — ровно такой, каким и должен быть человек из народа.
Харизма. Поэзия в начале XX века — это далеко не только книги. Поэзия — это яркое шоу. Что-то типа современной музыки.
Поэт читал свои стихи со сцены. Сперва обкатывал программу в кабаках на поэтических вечеринках. Потом уже с лучшими произведениями, зарекомендовавшими себя на таких выступлениях, гастролировал по стране.
Есенин читал свои стихи энергично, самозабвенно. Он был очень харизматичным и сразу завоевал любовь публики.
Большинство поэтов, читая стихи со сцены, дистанцировалось от аудитории, считая ее ниже себя. Есенин же шел навстречу, был своим для зрителя.
Развеиваем магию. Деревенский юноша из далекой глубинки быстро потеснил заслуженных поэтов, которые занимались этим всю свою жизнь. Звучит волшебно!
Так на самом деле и есть. Потому что Есенин — никакой не крестьянин в прямом понимании этого слова. Чисто формально он принадлежал к крестьянскому сословию. Отец — городской житель, работал приказчиком у купца.
Дед Есенина — Фёдор Титов — владелец барж. Сам прошел путь от простого рабочего до владельца кораблей, которые приносили ему хороший доход. Со временем бизнес с баржами разорился, но все равно Титов оставался зажиточным человеком.
Есенин окончил хорошую школу. После школы три года жил в Москве. В Петроград он приехал уже подготовленным и образованным. И, конечно, был хорошо знаком с современной ему поэзией. Крестьянам же не до учебы и чтения — им надо следить за урожаем вкалывать с утра до вечера.
Есенин грамотно создал образ. Продумал его. Ведь Есенин в своей косоворотке с «оканьем» (в Рязани не окают, это вологодская фишка, но городская публика не разбиралась) не был настоящим крестьянином.
Он был стереотипным крестьянином. То есть таким, каким должен быть крестьянин в глазах интеллигенции своего времени.
Идеальная работа маркетолога. Находишь низкоконкурентную нишу, выбираешь целевую аудиторию и делаешь под нее образ. И продукт выстреливает!
По подобным схемам действовали многие и в современном шоу-бизнесе, например, Шнур и Павел Воля, которые тоже быстро стали суперзвездами своего времени. Продуманный образ и точное попадание в целевую аудиторию.
Именно за это Есенина и недолюбливают многие поэты, считая, что он не создал ничего прорывного в поэзии, а просто провел грамотную пиар-кампанию.
Но лично я не вижу в этом ничего плохого. Если талант совпал с правильным пиаром, то такое радует. Наконец-то всё сложилось справедливо! Лучшим ответом злопыхателям будут строчки самого поэта:
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии. С. Есенин «Письмо к женщине»
Расстояние и ставит все точки над «i». Прошла сотня лет, а Сергей Есенин по-прежнему популярен и актуален. Потому что умел писать просто, о понятных и близких людям вещах. И делал это красиво.
Совокупность этих черт и стечение обстоятельств сделали его звездой в считанные дни. Он был востребован и при царской власти и при Советах. В СССР его популярность только росла.
Быстрый рост имеет и свои обратные стороны. Ему трудно было справиться с грузом славы и свалившейся ответственности. Сложно было выстраивать коммуникацию с высшим светом и власть имущими.
Еще сложнее было распорядиться деньгами и влиянием, которые свалились на него. Чем-то похоже на победителя лотереи — большинство из тех, кто выиграл миллионы, быстро эти деньги теряют, тратя и раздавая по пустякам.
В итоге — алкоголизм и постоянные конфликты с окружающими. Есенин еще и очень музыкальный поэт. Его стихи хорошо ложатся на музыку, что у обычных поэтов встречается довольно редко.
Поэтому завершу статью на музыкальной волне — песня на стихи Есенина в замечательном исполнении Сергея Безрукова: