Вопрос: «Скажите, пожалуйста, когда священник ходит по храму с кадилом, почему люди все время поворачиваются вслед его продвижения? И зачем вообще кадить храм?»
Ответ: Вопрос вроде бы простой, и, наверное, для многих из нас понятный, но на самом деле в нем кроются важные аспекты, которые хорошо бы нам всем знать. Иначе процесс каждения воспринимается как какое-то механическое действие.
Процесс каждения – это не просто ароматизация помещения или настрой на какой-то определенный лад. Нет. Это важные символы. И кстати, в разных частях службы эти символы могут варьироваться, но вот основное, что мы должны понимать:
это некое важное сакральное действие;
диакон перед тем, как кадить храм, он благословляется у священника.
Вот молитва, которая читается перед каждением, в русском переводе:
Этому же учат некоторые святые отцы. Каждением, по их словам, мы, образно говоря, возносим Господу Богу этот кадильный дым. И Господь его принимает, и вместо него нам посылает благодать Святого Духа.
Того же самого мы просим во время кульминации Литургии, во время Евхаристии, мы просим, чтобы благодать Святого Духа сошла на хлеб и вино, и на нас — на всех, кто молится.
Серафим Саровский говорил, что главная цель жизни христианина – это стяжать Дух Святой. Стяжать Дух Святой – это значит войти в общение с Богом.
И кадило, кадильный дым, этот, скажем, ритуал, который проводится несколько раз во время богослужения, служит именно для этого.
Поэтому, когда мы видим диакона или священника, который выходит кадить нас всех, то, в первую очередь, нам нужно вспомнить, в чем смысл этого, о чем сейчас молится церковь:
А она молится о том, чтобы в ответ на этот наш ароматный дым, Господь нам послал Духа Святого.
Нам нужно вспомнить об этом, помолиться об этом.
Священник кадит иконы, кадит нас как образ Божий, поэтому, когда священник или диакон идет мимо нас и на нас кадит дымом, то естественно не стоит стоять к нему спиной или боком и никак не входить в взаимодействие.
Надо повернуться к нему и поклониться. Когда он конкретно вас кадит — вы кланяетесь. Во многих храмах есть традиция, когда все прихожане, подобно подсолнухам за солнышком, поворачиваются вслед за диаконом, куда бы он ни шел. Они как бы вслед за ним крутятся.
Это, на самом деле, больше народная вещь, чем литургическая.
Поэтому, если в вашем храме вы будете белой вороной, то есть все будут на вас шикать, если не будете поворачиваться, то поворачивайтесь со всеми. Ничего страшного в этом нет.
А если у вас в храме имеет место плюрализм, то поворачивайтесь только тогда, когда священник или диакон проходит мимо вас, вам кадит, и вы кланяетесь благоговейно.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊 Текст сделан на основе видео: