Старцы, которых часто называют «молитвенниками» или «подвижниками», принимают на себя грехи других людей и молятся о них.
Но как можно взять на себя чужое прегрешение? И может ли поступить аналогичным образом простой мирянин, не отличающийся глубокой духовностью?
Мы знаем о том, что возносить молитвы необходимо не только о ныне живущих, но и о почивших, однако некоторые Православные подвижники остерегали своих духовных чад, веля им «молиться не за всех».
С чем связано подобное предостережение? Быть может, если праведный человек станет возносить молитвы о живом или умершем грешнике, он некоторую часть его пороков примет на себя?
Давайте попробуем разобраться и получить ответы на эти непростые духовные вопросы.Святые Отцы не раз упоминали о том, что молитвы не имеют пределов.
А потому мы, люди в молитвенных вопросах неопытные, не можем до конца понять, что именно имели в виду Божьи Угодники, молящиеся беспрестанно.
Наш взгляд на жизнь сильно различается, но это не значит, что мы должны вовсе забросить молитвы, решив, что подобный труд для нас непосилен.
Великие Старцы древности и современности сходятся на том, что призвание Православных христиан — это вознесение молитв за целый мир. Преподобный Иоанн Лествичник говорил о молитвах следующим образом:
Но даже Отец Иоанн, описывающий молитвы в подобных возвышенных выражениях, говорил о том, что способен делиться своим опытом затрагивая лишь те молитвы, которые смог постичь лично.
А если его спрашивали о более высоком состоянии, он рекомендовал обращаться к тем, кто достиг в молитвенном деле совершенства.
Когда мы возносим молитвы о своих родных и любимых людях, мы не можем буквально брать на себя их прегрешения.
Однако наше молитвенное участие помогает нам разделить с близкими те беды и недуги, которые одолевают нас после совершения дурных и неправедных дел.
Отнюдь неспроста Православная Церковь учит нас воспринимать грех не как преступление, но как болезнь.
Очевидно, что мы, миряне, не постигшие духовную мудрость до конца, имеем полное право возносить молитвы «не о всех», следуя вышеупомянутому совету Старцев.
Об этом же не раз упоминал и Серафим Саровский, и его слова в наши дни известны, вероятно, каждому верующему человек. Преподобный говорит нам:
Иными словами, помочь своим любимым людям мы можем лишь в той мере, в коей уже помогли самим себе.
Вспомним и о том, чему учит нас Иоанн Богослов говоря о «согрешающих к смерти»: он предупреждает, что не все наши молитвы могут быть угодны Небесному Отцу, и что существует определённый предел молитвенного дерзновения. Святитель Филарет Московский толкует это предупреждение следующим образом:
Вспомним и об известных многим Апостольских словах: если мы просим о том, что согласно с волей Божьей, мы обретём просимое. Если мы всей душой любим тех, о ком возносим молитвы, то Небесный Отец смилуется над ними.
Но если те, о ком мы молимся, живут во грехе и не раскаиваются в этом, то наши обращения к Господу не будут услышаны, так как они — неугодны.
О том, почему можно и нужно молиться о своих ближних без боязни «принять» на себя чужой грех, рассказал протоиерей Андрей Ефанов:
«…Мы должны регулярно возносить молитвы о своих ближних, а тем более о тех, которым сейчас непросто. К примеру, утренние молитвы содержат в себе особые прошения о родителях и других родственниках, а также и о благодетелях.
При этом достаточно спорным является вопрос об отмаливании чужих прегрешений. Я бы не советовал этого делать, однако, если Вы понимаете, что нужно молиться о ком-то из умерших близких особенно усердно и истово
(например, если этот человек при жизни совершал тяжкие прегрешения и не каялся), то я бы порекомендовал обсудить этот момент со священнослужителем лично.
Расскажите ему о том, что Вас беспокоит, честно опишите ситуацию. Вместе Вы сможете решить, как именно и насколько часто надлежит возносить молитвы о покойном».