Слышит ли Господь молитвы, которые обращают к Нему некрещёные люди? Или молиться, не пройдя через Таинство Крещения, бессмысленно и даже грешно?…
Эти же вопросы мучили и одну юную верующую, но некрещёную девушку, решившую обратиться за советом к батюшке:
«Доброго дня, отче! Я родилась в мусульманской семье, а потому с рождения воспитывалась в соответствующих традициях и вере. Сейчас мне шестнадцать, и уже два года исповедую православие.
К сожалению, сейчас не имею возможности покреститься, потому что в нашем городе нету ни одного православного храма, однако всё равно верю и молюсь Господу ежедневно и стараюсь жить в согласии с заповедями Христовыми.
Но слышит ли Бог молитвы некрещёных людей? Принимает ли Он их? Очень хочу как можно скорее прикоснуться к Таинству Крещения, и сделаю это при первой же возможности».
Ответ протоиерея Михаила Самохина:
«Здравствуйте! Отец Небесный слышит молитвы каждого из нас — об этом же свидетельствуют и многочисленные примеры помощи людям Господа и святых, вне зависимости от их вероисповедания. Однако молитвы — это только один из многих даров Спасителя.
Главная цель каждого христианина — это спасение, а также возможность жить благочестиво и богоугодно, участвуя в церковных Таинствах. И спасение невозможно без крещения. Об этом же говорится и в Святом Писании:
Господь уже не осудит Вас за неверие, однако спастись, не пройдя через Таинство Крещения, не получится. А потому постарайтесь как можно скорее воплотить своё желание в жизнь.
От всего сердца желаю Вам роста и укрепления в вере, и пускай Крещение станет для Вас великой радостью и началом Богоугодной и праведной жизни! Помоги Господь!».
Но могут ли некрещёные люди ходить в церковь, осенять себя крестным знамением, прикладываться к иконам и участвовать в Святых Таинствах?
Подобные вопросы волнуют многих неопытных в вопросах веры людей, и потому подробный ответ на них даёт протоиерей Евгений Голубев:
«Каждый человек впервые посещает церковь некрещёным, и потому никто не осудит Вас, если Вы придёте в храм, пока не успев покреститься.
Совсем напротив — некрещёным людям необходимо помогать прийти к Господу, а не отвращать их от Него, отчитывая и прогоняя их из церкви.
Некрещёный человек может со спокойной душой приходить в дом Божий, ставить свечки и прикладываться к ликам святых, если он по-настоящему верит в Бога и благоговеет перед Ним.
Кроме того, некрещёный человек может посещать службы, возносить молитвы и читать Евангельские тексты.
А иначе как же он сможет узнать больше о Небесном Отце и Его учении?
Посещение храма внутреннее меняет нас, делая нас новыми, более благочестивыми людьми.
Без участия же в церковной жизни по-настоящему уверовать просто невозможно, а любые беседы о доброте, милосердии, правде и истинах без Господа — это только пустые, ничего не значащие слова…
В давние времена некрещёным людям не позволяли находиться в храме в момент проведения основной части божественной Литургической службы. Они могли внимать только первой части богослужения, носящей соответствующее название — «Литургия оглашённых».
По её окончании дьякон говорил: «Оглашённые, изыдите!», и готовящиеся к Таинству Крещения люди выходили из церкви.
Считалось, что подобный запрет делал святое Таинство более сокровенным — какое-то время оно оставалось недоступным для людей невоцерковлённых.
Сейчас православные богослужения имеют идентичную структуру, однако практика изгнания оглашённых в наши дни сошла на нет. Сегодня богослужения — это, скорее, проповеди, а потому и запрет этот утратил свою былую силу и актуальность.
Если некрещёные люди по любознательности или иным добрым побуждениям приходят в храм, это похвально и достойно.
Однако нужно помнить о некоторых небольших нюансах — например, некрещёному человеку в момент службы лучше не выходить вперёд, но стоять чуть поодаль. Таким образом он не смутит иных прихожан своим незнанием и сам не будет смущаться собственной неопытности.
Кроме того, некрещёные люди не должны стараться взращивать в себе какие-либо преувеличенные чувства или эмоции — например, экзальтированное умиление или вдохновение.
Внемлите словам священнослужителя со спокойствием и вниманием, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям — Ваш дух и сердце отзовутся на них как должно и без неуместной экзальтации.
Однако следует помнить о том, что некрещёный человек пока не может участвовать в святых Таинствах.
Он не может исповедовать свои прегрешения и причащаться, становится крёстным, а также участвовать в Таинствах Соборования или Венчания. Кроме того, некрещёные мужчины не могут становиться священнослужителями.
Тем не менее, Вы можете подходить к батюшке на помазание в моменты вечерних богослужений. Это никак Вам не повредит, однако хорошенько подумайте, будет ли это для Вас полезно?
Если некрещёные люди ходят в храм и проявляют интерес к Небесному Отцу и его учению, это, повторюсь, большое благо.
Но если они, к примеру, воспринимают то же помазание как некое «церковное лекарство» или «оберег», не желая при этом по-настоящему воцерковляться, то ничего хорошего в этом, разумеется, нет. Тогда и в храм лучше не приходить.
Отвечая на вопрос о том, могут ли некрещёные люди посещать храмы, я отвечаю однозначным согласием, ведь одна из наших главных земных задач — это прославление Господа. И прославление это всецело выражают прекрасные православные богослужения.
Люди, не посещающие храмы, никакого отношения к Церкви и подлинной вере, на самом деле, не имеют.
И по-настоящему грустно становится не в те моменты, когда некрещёный человек допускает ошибки по неопытности, но когда крещёный посещает церковь лишь раз в год, желая освятить воду или пасхальный кулич».