Вечером 10 сентября 1973 года самолет ИЛ-62, на борту которого находился Государственный академический хореографический ансамбль “Берёзка” приземлился в аэропорту Сантьяго.
В начале 70-х годов “Берёзку” называли визитной карточкой СССР. Хоровод девушек в длинных сарафанах, которые, будто лебеди, плыли по сцене, завораживал зрителей по всему миру.
Каждый их танец критики называли поэзией на сцене, а поклонники — красотой по-русски.
В Чилийской гостинице артистам предстояло провести всего одну ночь, а утром они должны были сесть на самолёт, следующий до Аргентины. Впереди у “Берёзки” было большое турне по странам Южной Америки. Все вещи артистов остались в аэропорту.
Группу посадили в автобусы и привезли в центр города, где находился знаменитый президентский дворец “Ла Монеда”.
Но в итоге в Чили артисты ансамбля провели 11 дней, оказавшись в заложниках у военной хунты генерала Аугусто Пиночета.
11 сентября 1973 года артисты “Берёзки” проснулись от звуков оружейных выстрелов. Все бросились к окну.
Через дорогу, всего в 300 метрах от отеля, находился президентский дворец “Ла Монеда”, от которого в тот момент бежали люди. И некоторые с поднятыми вверх руками.
Перепуганный консьерж попросил всех постояльцев отеля срочно спуститься вниз в холл. Там администрация объявила, что в стране начался государственный переворот, которым руководит министр обороны Чили генерал Аугусто Пиночет.
Действующий президент Сальвадор Альенде и его сторонники были заблокированы в президентской резиденции.
И прямо сейчас дворец штурмуют танки и авиация. В стране объявлено чрезвычайное положение. Аэропорт закрыт, все вылеты из страны отменены.
Нашим артистам настоятельно рекомендовали не выходить из гостиницы, так как у них только транзитная виза и передвигаться по городу они не имели права.
Обратиться в Советское посольство тоже было невозможно. Дорога к нему заблокирована. Телефонной связи нет во всём городе.
11 сентября 1973 года. Сантьяго, отель “Гран Палас”. 9:00 утра.
В ресторане для артистов “Берёзки” выделили половину зала. На другой половине завтракали местные постояльцы отеля.
У некоторых были с собой маленькие транзисторные приёмники, из которых доносились звуки боев и взволнованный голос диктора.
Людмила Барашкова прекрасно помнит те драматичные дни. Тогда она была одной из ведущих артисток “Берёзки” и вместе с ансамблем в сентябре 1973 года оказалось в Чили во время транзитной пересадки.
-Мы узнали, что нам нельзя выходить, нельзя подходить к окнам. Но сколько мы будем здесь и сможем ли вернуться домой, мы не знали. Это и не озвучивалось.
Солнечным утром 11 сентября 1973 года радио передало странную сводку погоды. “В Сантьяго идет дождь”.
Это был условный сигнал для начала военного мятежа, целью которого было свергнуть правительство Сальвадора Альенде.
Альенде стал президентом Чили в 1970 году. Он представлял социалистическую партию “Народное единство”. Себя он называл первым марксистом Латинской Америки.
Он начал активно проводить национализацию банковской сферы и крупных промышленных предприятий, большая часть которых контролировалась американцами. И хотя чилийский президент предложил США выплатить компенсацию, те отказались.
В декабре 1975 года в Конгрессе США сенатор от штата Айдахо Фрэнк Чёрч представил доклад под названием “Тайные действия в Чили в 1963-1973 годах”, где были собраны неопровержимые доказательства участия правительства США в подготовке переворота в Чили.
Была даже озвучена потраченная на это сумма — порядка 13 млн долларов. В полдень одиннадцатого сентября 1973 года в небе над президентским дворцом “Ла Монеда” появились два реактивных самолёта.
Через несколько секунд раздался грохот первой разорвавшийся бомбы, затем ещё одной. Как вспоминал Леонид Смирнов, сегодня он главный дирижёр оркестра “Берёзка”.
-Артисты даже видели лица пилотов. Когда самолет делал заход над дворцом, он спускался очень низко над крышами домов и отеля.
-Страшновато стало. После первых же выстрелов пуля попала в номер. Стреляли снизу. Пуля ударилась в потолок. Девчонки на кроватях под одеялом лежали. Кто-то под кроватью. Хорошо, что никого не зацепило. Только штукатурка посыпалась.
Тревога нарастала. Что ждёт советских артистов? Ведь Советский Союз поддерживал политический курс президента Альенде и решительно осудил переворот в Чили, назвав его фашистским.
Единственным человеком, кто в той тревожной обстановке сохранял полное спокойствие, была Художественный руководитель ансамбля Надежда Сергеевна Надеждина. Она была немногословна, но все девушки собирались около нее.
“Большое, сильное средоточие”, — так позже вспоминали о ней девушки. От нее исходила вера, что все будет хорошо.
15 сентября 1973 года. Сантьяго, отель “Гран Палас”.
Для наших артистов персонал отеля специально установил в номерах телевизоры. Испанский язык, конечно, никто не знал, но и одного изображения было достаточно, чтобы всё понять. На улицах вспыхивали бои и уличные погромы.
Свергнув правительство, военные во главе с Пиночетом установили в стране диктатуру. Была отменена Конституция, распущен Национальный конгресс, объявлены вне закона все политические и массовые организации.
С момента переворота в стране прошло уже несколько дней, но артисты “Берёзки” вместе с другими постояльцами всё ещё были заблокированы в отеле. А между тем запасы еды заканчивались, магазины в городе не работали. Новых поставок продуктов не было.
-Кормили нас очень скудно. Прозрачный кружочек колбасы, маленький кусочек булочки и чай. Людмила Барашкова. Одна из ведущих солисток “Березки”.
Надеждина постоянно подбадривала артистов, шутила: это даже хорошо, что еды мало, а то бы мы здесь совсем форму потеряли бы. Она ни на минуту не теряла самообладания, даже когда за окном в очередной раз раздавались выстрелы.
Художественный руководитель “Берёзки” на собственном опыте знала, что такое быть под пулями. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Надеждина ставила танцы для ансамблей и агитбригад и выезжала с ними на фронт.
В действующую армию. Большим успехом у советских бойцов пользовался её хореографический плакат “Фрицы” — сатирическое танцевальная миниатюра про немецких солдат.
В 2023 году ансамблю “Берёзка” исполнилось 75 лет. И он, без всякого преувеличения, известен всему миру. Конечно, имя его основательницы Надежды Сергеевны Надеждиной, является синонимом “Берёзки”. Но о Надеждиной известно очень мало.
Она не оставила ни воспоминаний, ни дневников. И при жизни не спешила делиться с друзьями и коллегами подробностями своей биографии. Она была человеком очень закрытым. Таким же интровертом был, кстати, её первый муж.
Известный художник, основатель Ленинградской школы книжной графики Владимир Лебедев. В конце 20-х годов он написал портрет своей жены, который сегодня можно увидеть в Русском музее.
По мнению экспертов, этот эмоциональный портрет кардинально отличается от всего, что написал художник.
Они познакомились в 1927 году. Надежда тогда блистала на сцене Большого Театра. Лебедев сделал её героиней многих своих работ. Одна из них — серия графических набросков “Танцовщица”.
Танцевать Надежда мечтала с детства. Особенно её завораживали русские народные танцы.
Позже в одном из интервью она рассказывала, как зародилась эта любовь: -Я увидела сельские народные праздники, и красота этого зрелища меня как-то невероятно взволновала.
Своим школьным подружкам я постоянно ставила русские танцы и сама любила плясать с платочком.
В 1918 году Надежда поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде. Её педагогами были выдающиеся русские танцовщики: Агриппина Ваганова, Николай Легат и Александр Монахов.
После окончания балетной школы в 1924 году Надежду приняли в труппу Большого Театра. В 1931 году Надежда завершила карьеру балерины. Хотя возраст 27 лет ещё вполне позволял танцевать, она мечтала работать как балетмейстер.
Однажды она случайно увидела старинную литографию, где был изображён хоровод девушек с берёзовыми веточками в руках. В этой литографии Надежда нашла не просто интересную идею для танцев, она нашла своё будущее.
В июне 1948 года конферансье Московского летнего эстрадного театра “Эрмитаж” объявил о выступлении никому неизвестного женского ансамбля народного танца, который должен был исполнить хореографическую композицию “Во поле берёза стояла”.
На сцену вышли 16 девушек в русских национальных костюмах. В тот июньский день 1948 года в “Эрмитаже” выступали многие звёзды тех лет: Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Мария Миронова и Александр Менакер. Но всех затмили юные дебютантки.
Стройные красавицы кружились в хороводе и покорили публику необычным плывущим шагом. Надежда Надеждина сочинила волшебный шаг, которому до сих пор дивятся во всем мире.
Девушки вышли с березовыми веточками в руках, как символ природы русской, с платочком голубым, как символ неба. На голове был желтый платочек, как солнышко. Впоследствии головной убор менялся.
Вечером вся Москва говорила: “Вы видели выступление? Вы видели “Березку”? Друзья и близкие отговаривали Надежду от идеи создать свой ансамбль. “Надя, тебе уже 44 года и начинать всё с нуля? Зачем? У тебя есть работа, признание коллег”.
К тому же уже на всю страну гремел ансамбль народного танца Игоря Моисеева. Правда, “моисеевцы” ставили не только русские народные танцы, а танцы народов СССР и мира.
И всё же конкурировать с ними было непросто. Однако Надеждиной было чем удивить публику.
Фирменным стилем, символом “Берёзки” стали русские народные хороводы, где девушки в длинных сарафанах настолько плавно скользили по сцене, что зрителям казалось, что это не они двигаются, а сцена под ними.
Выступать в «Берёзке» мечтали многие. Вот только попасть в ансамбль было непросто. Мало было обладать красивой внешностью и высокой танцевальной техникой. Надежда Сергеевна в первую очередь искала в девушках внутреннее содержание.
17 сентября 1973 года. Сантьяго, отель “Гран Палас”.
Консьерж принёс артистам пачку газет. На одной из страниц была опубликована фотография: солдаты выносят из дворца завернутое в одеяло тело президента Сальвадора Альенды. По официальной версии, он совершил самоубийство.
Мятежники предлагали Альенде сдаться, но он отказался. В своем последнем радиообращении к нации, уже из осажденного Дворца, он сказал: Да здравствует Чили! Да здравствует народ! Да здравствует трудящиеся!
Таковы мои последние слова, и я уверен: моя жертва не будет напрасной. Я уверен, что она станет, по крайней мере, моральным уроком и наказанием вероломству, трусости и предательству.
21 сентября 1973 года. Сантьяго, отель “Гран Палас”. 12:00.
Шёл 11 день заточения. После завтрака все вновь разбрелись по своим номерам. Но в 12:00 певец ансамбля Виктор Марчук вдруг сообщил: -Ребята быстрее. Через 25 минут выезжаем в аэропорт. Разрешили вылет.
Уже через 10 минут ансамбль в полном составе стоял в холле. Пока ждали автобусы, Надеждина объяснила, что наше посольство договорилось с итальянской авиакомпанией, которая предоставила ансамблю места в самолёте до Буэнос-Айреса. Невероятная удача.
21 сентября в 13:00 к отелю подъехали два больших автобуса, где разместился весь коллектив ансамбля: 93 человека. До аэропорта всего 20 км. Это 40 минут езды.
Но вот удастся ли до него добраться без проблем? Ведь в автобусе не было ни представителей посольства, ни полицейских.
На улицах повсюду были следы недавних боев. Военные замазывали краской надписи на стенах домов: «Альенде! Нет фашизму! Нет Гражданской войне!»
У продовольственных магазинов стояли длинные очереди. А проезжая мимо президентского дворца “Ла Монеда”, артисты увидели стены со следами от пуль, снарядов и череду окон с выбитыми стёклами.
До аэропорта оставалось ехать не больше 5 минут, когда автобусы остановили вооруженные солдаты. Они приказали всем выйти.
Когда все артисты вышли из автобусов, их попросили достать вещи для досмотра. Солдаты в течение 40 минут тщательно проверяли каждую сумку и каждый пакет. Затем артистов пересадили в другие автобусы и под конвоем сопроводили до аэропорта.
Ещё час ушёл на прохождение таможенного досмотра и пограничного контроля. И вот, наконец, самолёт взлетел в небо. Все кричали “Ура”.
Буквально через 30 минут после вылета самолёта с нашими артистами в Аргентину Советское правительство разорвало дипломатические отношения с Чили. Задержись они на эти 30 минут, и неизвестно, как бы потом ансамбль смог покинуть страну.
Для гастролей по Латинской Америки изначально были выбраны только четыре страны: Аргентина, Венесуэла, Колумбия и Перу.
Но в итоге “Берёзка” дала концерты в двенадцати странах. Новости о триумфальных выступлениях советских артистов распространялись с быстротой молнии.
Южноамериканские страны одна за другой запрашивали Советское правительство хотя бы об одном концерте в их стране.
Темпераментные латиноамериканцы не стеснялись бурно выражать свои эмоции. Артисты “Берёзки” вспоминали, что аплодисменты, топоты, крики их буквально оглушали.
Пресса Южной Америки писала: Не нужно читать двести томов о России. Сходите на один концерт ансамбля “Березка”.
В 1978 году, во время гастролей “Берёзки” в Бельгии, Надежда Сергеевна почувствовала себя плохо. В последние годы она уже болела.
После возвращения из Бельгии руководство коллективом почти полностью перешло к Мире Кольцовой. 11 октября 1979 года Надежды Сергеевны Надеждиной не стало.
Дело Надеждой продолжила Мира Кольцова. Больше 40 лет она руководила “Берёзкой” и бережно сохраняла традиции, заложенные основательницей ансамбля.
В 1982 году Мира Михайловна организовала в память о Надежде Сергеевне большую концертную программу, которая полностью состояла из танцев, поставленных Надеждиной. Их было около пятидесяти.
Мира Михайловна Кольцова ушла из жизни в августе 2022 года. Родному ансамблю она отдала, подумать только, 65 лет.
Два десятилетия она была его ведущей солисткой, а потом ещё 45 лет возглавляла коллектив “Берёзки”. Не зря сама про себя Мира Михайловна говорила: -У меня в венах течёт берёзовый сок.
Целая эпоха нашего русского танца связана с именами этих двух выдающихся женщин: Надежды Надеждиной и Миры Кольцовой.
Вот уже три четверти века каждый концерт ансамбля открывается легендарным хороводом “Берёзка”, который зрители впервые увидели ещё в 1948 году.