Представьте, что в магазинах больше нет проблем с ценниками. Все они в момент стали правильными и находятся строго на своих местах (а именно возле продаваемого товара).
А еще при обновление цен больше не надо бегать их менять. И все освободившееся время сотрудники теперь проводят на кассе, чтоб не было очередей.
Многие покупатели уверены, что магазины могли бы просто поставить в зале электронные ценники и это моментально бы закрыла все вопросы.
Цена корректная, прямо под товаром и обновляется автоматически. Все технологии уже давно доступны, но что же мешает так сделать?
Почему уже много лет в сетях регулярно идут попытки отказаться о бумажных ценников в пользу электронных и каждый раз они проваливаются. В чем же проблема электронных ценников? Давайте разберемся.
Большинство российских сетей отмечают для себя две самые главные клиентские проблемы в магазине. Люди чаще всего жалуются на очереди и на некорректные ценники.
И если у первого вопроса решение вроде как найдено – установка касс самообслуживания, то со вторым все очень плохо.
Каждый эпизод, где человек берет товар с ожиданием одной цены, а на кассе ему сообщает о другой, приводит к всплеску негатива. И чем больше затраты семьи на пропитание, тем сильнее недовольство от расхождений в цене.
Могу судить об этом по своей работе. В «Перекрестках» или «Азбуке вкуса» ценник может пару недель стоять немененный, а люди просто не замечают эту разницу в 2 рубля.
А с другой стороны – штат более дорогих магазинах существенно больше, чем в условных Магнитах и Пятерочках. И есть возможность следить и вовремя менять. Так что там такая проблема встречается сильно реже, но все равно встречается.
Обратите внимание, что даже все эти богатые магазины тоже все еще не отказались от бумаги. Продолжают по старинке каждое утро распечатывать новые ценники на листах А4, вырезать и разносить по местам.
На самом деле еще 10 лет назад в России появилась сеть «Верный», которая прямо декларировала, что все их магазины с этого момента будут строго с электронными ценниками. Это подавалось как мощное конкурентное преимущество. Каковым оно и было. Теоретически.
И первые 50 точек Союза Святого Иоанна Война (юридическое название «Верного») действительно открылись без бумаги, но потом настал 2014, доллар подскочил в 2,5 раза и сеть была вынуждена отказаться от этой идеи. На моей памяти – это был самый масштабный провал данной технологии.
Дело в том, что почти вся стоимость такого ценника составляют специальные электронные чернила. Которые обычно применяются в читалках. Довольно узкоспециализированная штука.
И если бы рынок электронных читалок активно развивался, то и стоимость производства чернил с каждым годом бы падала. Но, к сожалению, этого не случилось. И каждый такой ценник по прежнему стоит внушительных денег.
От 10 долларов за ч/б и под 30 – за цветной. Если предположить, что в условной «Пятерочке» 5000 наименований, то это минимум 50 тыс долларов.
Только для того чтоб покрыть зал. А еще нужны сервера, программное обеспечение и люди, которые это все будут обслуживать.
Закладывать почти половину бюджета открытия магазина на ценники – очень дорого. А что взамен получает компания? Где ее выгода от апгрейда? Фактически заключена она в двух моментах – это экономия бумаги и времени сотрудников.
И если расходы на бумагу копеечные, то вот с оплатой труда сотрудников – все интереснее. Пока она находится на текущем (очень низком) уровне экономически выгоднее использовать примитивную бумажную технологию.
Если же зарплаты начнут увеличиваться, то и у электронных ценников появится целесообразность. Вот такая неочевидная для покупателей связь.
С электронными ценниками существует еще ряд проблем, о которых клиенты не догадываются. Директора магазинов, где их устанавливали всегда озвучивают одни и те же претензии.
Регулярные сбои и поломки. Эти системы почему-то очень нестабильны. Стоит выйти из строя какому-нибудь роутеру или отойти кабелю – весь магазин остается без переоценки. И самое неприятно, что сотрудники узнают это буквально в момент старта акции.
То есть в 9 утра директор ждет, что сейчас произойдет предзагрузка и обновление, а цены не меняются. Уже начинают заходить первые покупатели, а у тебя полный зал каких-то рандомных цен.
Помню случаи, когда в магазине сломались сразу два принтера. Основной и запасной. То есть распечатать бумажные ценники сотрудники не могли физически. И чтоб минимизировать потенциальные конфликты принималось радикальное решение.
Работники шли по залу и вынимали все желтые ценники. Вообще все. Людям проще объяснить отсутствие ценника, мол, идет переоценка, чем на кассе разруливать негатив из-за неправильной стоимости.
С электронными такой фокус сделать намного сложнее. Обычно их жестко закрепляют на месте, чтоб кто-то случайно не сбил тележкой или не открутил на память. Понятия не имею зачем, но их действительно часто воруют.
Следующая претензия – это неудобство настройки и размещения. Если товар выложили в нескольких местах, то с бумагой все элементарно. Повесил прайс-шину воткнул в нее ценник А5, в крайнем случае – взял степлер и прибил его к коробке.
С электронным надо возиться. Выносить новый, перенастраивать его и потом думать, как закрепить рядом с товаром. Кажется, что проблема незначительная, пока не приходится делать по 20 таких операций в день.
Так что с этой технологией экономия времени для сотрудников безусловно огромная, но и определенные трудности электронные ценники вызывают.
В любом случае, верю, что за ними будущее. Это реально конкурентное преимущество, которое выделяет магазин на фоне остальных. Потому что помимо актуальной цены они позволяют лучше и взаимодействовать с покупателем.
Например, размещать QR-код, который покажет доп информацию про сам товар, про поставщика, даст почитать отзывы других покупателей, узнать сколько есть на остатках, предложить персональную скидку. Или автоматически уценить продукт у которого истекает срок.
Масса вариантов, как это можно применять. Так что современный магазин непременно будет с электронными ценниками или с каким-то их аналогом. Но попозже.