Обязательно ли утреннее и вечернее правило вычитывать строго по молитвослову

Мы знаем по опыту, что если бы мы молились только по воскресеньям, когда собираемся на Божественную литургию в церкви, нам было бы трудно быть частью того, что происходит.

Служба казалась бы нам чем-то внешним. Молитва казалась бы очень трудной, возможно, даже чем-то ненормальным. На самом деле, Бог присутствует всегда и везде.

Почему же тогда нам не говорить с Ним? Святой апостол Павел учит, что мы можем и должны молиться во всякое время (1 Фес. 5:17), что бы мы ни делали, делая это во славу Божию (1 Кор. 10:31). Нам не нужно ждать особого времени!

Схиархимандрит Зосима Сокур советует: «Встретился ты с человеком, помолись за него. Пришёл тебе на ум какой-то человек, то ли живой, то ли усопший, или из детства, или из юности твоей – может душа его страждет в этот момент – да вздохни, да помолись за него!

Может, в этот момент какая-то авария происходит или ещё что-то, может, на операции лежит человек, и твоими молитвами, вздохом твоим сердечным Господь спасёт…».

С другой стороны, Священное Писание показывает нам, что вечер и утро — это время, особенно подходящее для молитвы. Псалом 141 говорит о возношении фимиама и молитве на закате. В Псалме 117 говорится о восхвалении Бога семь раз в день (ст. 164).

Мы даже читаем о молитве в полночь (ст. 62) и о различных стражах ночи (Пс. 63:6). А в Новом Завете мы читаем о часах молитвы, которые соблюдали Апостолы в Храме (Деяния 3:1; 10:9 и 30).

Казалось бы, мы можем различать молитву, которая сопровождает многие и разнообразные дела, которые мы делаем в течение дня.

Читайте также  Хранение свеклы в городской квартире, в погребе, на даче

И молитву как наше главное или единственное занятие, которое мы совершаем в определенное фиксированное время, особенно вечером и утром. Именно этот второй вид мы имеем в виду, когда говорим о молитвенном правиле.

Давайте рассмотрим эту практику молитвенного правила и попытаемся понять, что она означает. Я думаю, что это хорошо делать, потому, что мы можем легко отойти от пути соблюдения нашего правила.

Иногда обстоятельства делают наше правило невозможным; но мы также можем лениться и впадать в дурные привычки. Когда по какой-либо причине наша ежедневная молитва становится исключением, а не правилом, то мы знаем, что что-то не так!

Я хотел бы рассмотреть некоторые из связанных с этим вопросов, насколько это возможно. Первое, что мы должны осознать, это то, что христианская жизнь — это не что иное, как активное общение с живым Богом.

Это не должно нас удивлять, поскольку святой апостол Павел говорит нам, что Христос разрушил стену разделения и ввел нас в Святилище, за завесу (Евр. 10:19-22): Он дал нам «доступ» к Богу.

Таким образом, христианская молитва — это использование этого доступа. Когда мы молимся, мы получаем доступ к той «дерзновению» и легкости речи со Христом, которой Адам наслаждался в раю и которая была восстановлена для нас в Церкви.

Когда мы молимся, мы проводим время с Тем, кто любит и заботится о нас. Вечер и утро — это, так сказать, шарниры, на которых вращается день, а значит, и наша жизнь, поскольку каждый день — это своего рода микрокосм нашей жизни.

Читая определенные молитвы в эти особые часы вечера и утра, мы вверяем «друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу нашему». Что это говорит о нас, если мы проводим целый день без молитвы, в забвении?

Читайте также  Правда ли что опасно мыть посуду губкой

Насколько это, возможно, нам нужно читать наше правило, независимо от того, хотим мы этого или нет, просто потому, что «время служить Господу» (Пс. 118: 126). Слово правило, или «канон», означает именно это!

Оно подразумевает постоянство, благословенную объективность, в которой мы возвращаемся к месту здравомыслия от перемен и давления нашей жизни. Соблюдая время молитвы, мы выходим — иногда с большим усилием! — из-под власти наших настроений.

Если мы позволим себе стать заложниками того, что мы чувствуем и думаем, молясь только тогда, когда нам это хочется, мы в конечном итоге пренебрежем делами Божьими.

Опыт показывает это! Или если мы не будем полностью их игнорировать, мы будем склонны искажать их, сводя их к нашим собственным пропорциям, к нашему собственному образу и подобию, вместо того, чтобы самим изменяться и формироваться ими.

Однако, когда мы изо всех сил пытаемся преодолеть свое сопротивление и вовлекаемся в слова псалмов и других молитв и стремимся войти в них, тогда мы освобождаемся от скучного повторения наших мыслей и настроений.

Мы выходим за пределы нашего изолированного «я» и, в той степени, в которой мы общаемся с Богом, мы оказываемся в единении с другими членами Церкви в этом мире и в следующем, а они с нами.

Старец Николай Гурьянов говорил: «Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний суд всего мира, но не без великих ужасов будет пред тем владычество антихриста»,— писал Оптинский старец Амвросий .

Главное бедствие эпохи перед воцарением антихриста — дух слепоты. Редок будет духовный разум, чаще будет встречаться плотский, поэтому люди не разглядят антихриста, более того, узрят в нем…». Какие слова мы используем в нашем молитвенном правиле?

Читайте также  Вот 10 признаков того, что ваша печень погибает!

Наше правило должно состоять в основном из слов, данных нам вдохновленными Богом писателями Священного Писания и другими святыми людьми на протяжении веков, чьи писания были признаны выражениями Святого Духа, действующего в них, и которые доступны нам в православных молитвенниках.

Когда мы используем эти слова, делая их своими, мы открываем свои сердца действию Святого Духа, Который вдохновил их — и Который таким образом вдохновляет их в нас! Таким образом, мы молимся со Святым Духом и в Святом Духе.

Такие святые слова имеют священную силу. Они подобны порталам или иконам, через которые мы можем войти и вкусить вещи Бога. Принимая их на наши уста и в наше сердце, мы получаем возможность познать Бога.

Источник

Оцените статью