Обладательницу нежного хрустального голоса Людмилу Петровну Сенчину называли «Золушкой советской эстрады». В начале 70-х она явилась к широкому слушателю с красивой песней от лица сказочной героини.
В начале пути кумирами и образцами для подражания юной ленинградки были звезды эстрады из её же города Эдита Пьеха и Мария Пахоменко. Сенчина, впоследствии вставшая с ними в один ряд, хотела быть такой же уточненной и возвышенной.
Почти детская песенка по мотивам сказки казалась ей не серьёзной. Как это часто бывает, к своему будущему хиту певица отнеслась скептически, не сразу приняла его и согласилась исполнять, но именно эта композиция принесла певице широкую популярность у советских слушателей и закрепилась за ней, как визитная карточка. Хотя первой «эстрадной Золушкой» была не Сенчина.
«Хоть поверьте, хоть проверьте, но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался на серебряном коне», — ровно 50 лет назад эти строки звучали в финале «Песни-73».
Представляла там «Золушку» совсем другая певица – Таисия Калинченко. Появилась эта песня ещё на несколько лет раньше, начало её истории датируют 1969 – 1971 гг.
Музыку хита сочинил Игорь Аркадьевич Цветков. Это имя, как и первую исполнительницу песни Таисию Калинченко, помнят свидетели эпохи 70-х, а вот при взгляде из сегодняшнего дня, представителями последующих поколений они уже не слишком узнаваемы.
Если набрать в поисковике «композитор Игорь Цветков», то первым делом выйдет информация о нём как об авторе «Золушки», хотя в его творческом наследии есть и академические произведения, и музыка к кинофильмам, композиторская фильмография насчитывает несколько десятков работ. Писал Игорь Аркадьевич и для театральной сцены.
Отталкиваясь от сюжета песни, человек, не знакомый с её историей, может подумать, что писалась она для одного из советских воплощений мотивов знаменитой сказки, фильма или спектакля про Золушку.
Однако, это не так. Самые известные экранизации «Золушки» в нашей стране вышли в другое время.
Мультфильм, композитором, которого был Цветков, датирован 1979-м, когда песня уже вовсю звучала и была популярна, и к тому же звучит в «Золушке» только в инструментальном варианте, специально к этому мультику Цветков сочинял другую песню.
А фильм, считающийся канонической экранизацией «Золушки» в советском кинематографе больше чем на 20 лет старше эстрадного хита, он был снят ещё в 1947.
Славу «советской Золушки» задолго до Сенчиной снискала актриса Янина Жеймо, сыгравшая в нём главную роль.
Послевоенный фильм, где снималась Фаина Раневская, не утрачивал популярности в последующие эпохи и мог послужить одним из источников вдохновения при создании песни, но подтвержденных данных об этом нет.
Песня родилась сама по себе, не для кино или театра, хотя именно театральная среда способствовала её рождению.
Цветков, харьковчанин, закончивший консерваторию в своём родном городе, с конца 60-х жил и работал в Ленинграде, где, в частности, сотрудничал с театром имени Комиссаржевской.
В стенах этого театра и состоялась его встреча с соавтором, а песня окажется самым известным в широких массах произведением композитора и одним из первых хитов прославленного поэта, чьи песни в 80-х и в последующие десятилетия не сходили с теле- и радиоэфиров.
Как будущий знаменитый поэт-песенник в театре играл
В труппе театра Комиссаржевской в тот период служил еврейский юноша с интересной судьбой, сын эмигранта из Копенгагена был рожден в Ленинграде с именем Илья Леопольдович Изельсон.
Обстоятельства жизни сложились так, что уже в юные годы он будет записан и впоследствии прославится на всю cтрану под другими фамилией и отчеством, как Илья Рахмиэльевич Резник. О том, кто это такой и в какой ипостаси знаменит, рассказывать никому не нужно.
Ленинградский театральный актер Резник, играя на подмостках и периодически появляясь в кино, довольно активно занимался сочинительством стихов, не упуская возможность показать свои произведения композиторам, с которыми он в виду профессии, пересекался. Так он познакомился с Игорем Цветковым.
От Шекспира к «Золушке»
Знакомство состоялось в 1969 году в ходе работы над постановкой о Великой французской революции. Актера и начинающего поэта композитор попросил дать ему какое-нибудь стихотворение для песни.
Резник предложил творение, одноименное пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Через некоторое время соавторы созвонились. По воспоминаниям Резника, Цветков вышел с ним на связь из кукольного театра, где писал музыку:
«Тут рядом со мной у рояля стоят десять артистов. Мы тебе сейчас что-то споем»,
— воспроизводит Резник слова соавтора.
Мелодия его растрогала, породила совсем другую литературную ассоциацию, поменяв планы стихотворца. Вот как, вспоминая этот эпизод, Илья Рахмиэльевич описывал свои эмоции:
Из трубки полилось: «Та-ра-ра-рам!» У меня на глазах выступили слезы. С трудом произнес:
— Игоряша, я в восторге, но это не «Сон в летнюю ночь», песня будет называться «Золушка».
Как две солистки одного оркестра песню делили
Готовое произведение авторы передали в репертуар оркестра под управлением Анатолия Бадхена, где начинала свой эстрадный путь молодая солистка Таисия Калинченко, которой удивительно подходили преисполненные непосредственностью, легкостью «детские» по характеру песни, среди самых ярких образцов исполнительского наследия Таисии Семеновны таких несколько: «Крестики-нолики» Баснера и Матусовского, цикл детских песен композитора Слонимского на стихи Хармса.
«Золушка», предложенная исполнительнице в тот период, когда ей нужна была песня, чтобы заявить о себе публике, могла бы стать её самым большим и главным хитом, но судьба и руководитель оркестра распорядились иначе.
Оркестр Бадхена стал стартовой площадкой в карьере будущей эстрадной звезды, заслуженной артистки РСФСР Людмилы Сенчиной. Информация о том, как и почему песня досталась ей – расходится.
В некоторых источниках указано, что Сенчиной «Золушка» перешла потому, что первая исполнительница ушла в декретный отпуск, в других приводятся фрагменты воспоминаний Таисии Калинченко из которых следует, что две солистки стали исполнять эту песню параллельно.
«Примерно в то же время в оркестр к Бадхену пришла Люся Сенчина. И Анатолий Семенович решил, что у нее «Золушка» тоже хорошо получится. Вот и все. А дальше пели обе».
Об этом говорит и хронология известных исполнений. В датировках замечены расхождения, поэтому доподлинно хронологически восстановить этот эпизод из истории песни невозможно.
Сенчина и не думала отбирать песню у коллеги, отнекивалась до последнего, но Бадхен чувствовал, что Сенчина и «Золушка» будто «созданы друг для друга».
Он не уставал её, уговаривать, пишут, что при каждой встречи Бахден напевал Сенчиной мотив, в конце концов она «сдалась».
Первое исполнение этой песни Людмилой Сенчиной относят к 1971 году. Сначала она пела «Золушку» в БЦКЗ «Октябрьский», а потом выступила на телевидении на «Голубом огоньке».
Об этом известно из воспоминаний певицы, однако записей не сохранилось, самые ранние задокументированные исполнения Сенчиной, доступные для прослушивания в сети, относятся к 1974 году.
Со слов Калинченко, у неё остался неприятный осадок от того, что песню отдали другой. Однако артистки поделили «Золушку» без конфликтов, и Таисия Семеновна высоко оценивала исполнение коллеги:
«Конечно, мне было обидно, но никогда нигде ни единым словом я об этом не обмолвилась. А прошло время, и я поняла, как удачно получилось.
Выиграла песня! Наверное, она и живет так долго потому, что пели ее и я, и Люся» —
рассказывала Калинченко.
По итогам 1973 года «Золушка» попала в число лауреатов «Песни года» и выбрать исполнительницу, которая будет петь её на фестивале, попросили автора – композитора Игоря Цветкова, он отдал предпочтение Таисии Калинченко.
Для девушки это был дебют на «Песне». В эксклюзивном интервью, опубликованном на «Ретропортале», Игорь Аркадьевич так вспоминал её исполнение.
«Она дебютировала с песней «Золушка» — и действительно, на сцене была настоящей Золушкой, застенчивой, даже, казалось, немного испуганная, как будто, как и героиня её песни, впервые попала она на настоящий бал».
Вероятно, руководителю оркестра, а следом за ним многим зрителям и слушателям уточенная Сенчина казалась более похожей на Золушку, и этот образ и песня в общественном сознании закрепились за ней.
А для Калинченко эта композиция и выступление на «Песне года», подобно сюжету сказки-первоисточника, оказались ярким эпизодом, метафорическим «балом» в музыкальной карьере.
Певица выступала на эстраде до середины 90-х годов, после ушла в преподавательскую деятельность, 73-летняя Таисия Семеновна по-прежнему проживает в городе на Неве.
Процитированное выше интервью, где Цветков рассказывал о «Золушке» и о фестивале «Песня», критически отзываясь о его эволюции, датировано 1999 годом, его композитор дал незадолго до смерти.
В миллениум его не стало, в памяти он остался как маэстро советской эпохи, подаривший нам «Золушку».
В XXI веке песня продолжает звучать в шоу, телевизионных концертах, конкурсах, её пели разные современные певицы. Заметными стали версии трех бывших «фабриканток».
Неоднократно в новогодних эфирах разных лет появлялся интересный дуэт певиц разныъ поколений.
Исполнительница оригинала Людмила Сенчина выступала с Юлией Савичевой, поменявшись с ней песнями, Сенчина пела Юлин хит «Если в сердце живет любовь» из сериала «Не родись красивой», а Савичева исполнила фрагмент «Золушки».
Оригинальную интерпретацию этой песни в непривычной аранжировке в рамках проекта «Шоумаксгоуон» на НТВ представила Юлия Паршута.
Получилось неоднозначно. «Золушка», та песня, эксперименты с которой опасны, но, судя по комментариям, многим слушателям такое прочтение показалось интересным и пришлось по душе.
Совсем недавно в Юбилейном концерте, посвященном 85-летию Ильи Рахмиэльевича Резника, «Золушку» выпало петь Заре. Она же и ранее исполняла её на творческих вечерах поэта, в сборных концертах.
Песня сыграла знаковую роль в творческой судьбе всех четверых причастных к ней деятелей культуры: двух главных исполнительниц, композитора и поэта.
Её часто воспринимают как «опорную точку» в карьерах певицы Людмилы Сенчиной и поэта Ильи Резника, у каждого из них впереди — вереница ярких хитов.
Звонкий голос «Золушки советской эстрады» отзвучал в 2018, уход 67-летней певицы стал потрясением для многих коллег и меломанов.
Оборвалась ниточка в прошлое, ведь голос Сенчиной – это голос того доброго, светлого, сказочного и теплого, что осталось в безвозвратно ушедшем времени.
В истории «Золушки» оказалось немало примечательных фактов, эпизодов и поворотов, некоторые из них могут вызывать вопросы и сомнения, есть нестыковки и спорные моменты.
Человеческая память вещь ненадежная, а в источниках порой тиражируются неточности. В этом смысле первая строчка песни очень характерна: «Хоть поверьте, хоть проверьте».
Верить и по возможности проверять — всё, что остается при погружении в глубь истории нашей песенной культуры.