Женщины обожали Юрия Петровича. Даже когда его лишили советского гражданства и он остался без денег, женщины так и вились вокруг него. Харизма?…
Власть?… Казалось, с каждым годом он становился притягательнее для слабого пола, и не нужны ему были для этого ни деньги, ни ресурсы.
Он был женат трижды, и сегодня мы поговорим о его третьей супруге, женщине очень своеобразной. Любовь эта случилась внезапно, в тот период жизни Юрия Петровича, когда он был женат и на вершине карьеры.
Юрий Любимов появился на свет в зажиточной семье купца, в 1917 году. После революции семье Любимовых пришлось несладко. В 1922 году, когда Юрию было всего 5 лет, его отца арестовали.
На сытой жизни можно было поставить крест, зато новая страна предоставляла возможность бесплатно учиться, чем Юра и воспользовался.
Поступил на тех специальность, но это ему показалось скучно, и он поступает в Школу-студию МХАТ, а затем в «Щуку». Потом было участие в советско-финской войне, потом ВОВ… Но мечту о сцене и об актерстве он не оставлял никогда. Позже его захватит режиссура.
Вообще, читая его биографию, становится понятно, что находили в нем женщины. Юрий Петрович прошел очень многое в жизни: арест отца, годы войны, и после всего этого не потерял себя, а еще и сделала блестящую карьеру. Сильный характер и устойчивая психика. Это всегда притягательно.
Театральные, актерские, творческие коллективы на 90% состоят из людей с истероидной акцентуацией характера. Таким людям внимание нужно, как воздух. Такие коллективы – это всегда коалиции, сплетни, интриги, романы.
Мне всегда со стороны было интересно наблюдать, читать книги и смотреть кино про такие вот коллективы. Но самой в таком участвовать – ни-ни, для интроверта это взрыв мозга и выгорание.
Любимов же был «вещью в себе», умел идти к цели, он прекрасно управлялся с актерскими коллективами.
Многие завидовали этому его умению, в результате запутанные конфликты привели к тому, что чиновники Министерства культуры предъявили претензии постановке «Гамлета» с Высоцким в главной роли.
В 1984 году, когда Юрий Петрович находился в Лондоне, его лишили советского гражданства. Позже, правда, уже после распада Союза, гражданство вернули.
В послевоенные годы 30-летний Любимов женился на балерине Ольге Ковалевой, с которой познакомился в ансамбле НКВД. Балерина вскоре ушла к дирижеру.
Карьера Любимова в 1950-х набрала обороты. В вахтанговском театре он сблизился с коллегой и примой Людмилой Целиковской, которая уже была 4 раза замужем и овдовела.
В гражданском браке Любимов и Целиковская прожили 15 лет. В их доме собирались интересные люди того времени: Владимир Высоцкий, Капица, Евтушенко. И вот тут-то на Юрия Петровича и «свалилось» счастье в виде третьей жены.
В 1976 году, будучи на гастролях в Будапеште, он познакомился с венгерской переводчицей Каталин Кунц. Она была на 30 лет младше.
Каталин, как сотрудница Общества советско-венгерской дружбы, везде сопровождала знаменитого режиссера в качестве переводчика и личного помощника. По ее воспоминаниям, страсть их накрыла с первой же минуты знакомства.
Невероятное мужское обаяние Любимова просто потрясло Каталин. Но она была замужем, а он – женат. После отъезда каждый звонок был даром небес, чувства лишь сильнее и сильнее разгорались.
В 1978-м он официально женился на Каталин (расписались в Будапеште), которая через год родила 62-летнему супругу сына Петра.
Ходил слух, что эта любовь стала причиной изгнания Любимова из страны. Однако все началось тогда, когда Любимов поднял шум вокруг смерти Высоцкого.
Это по его настоянию похороны народного любимца прошли со всеми приличествующими почестями. А потом запретили постановку Любимова в память о Высоцком
Последней каплей стало интервью Любимова лондонской «Таймс». Из вполне невинных ответов раздули дело до антисоветской пропаганды, и фактически запретили въезд на Родину.
Вместе они жили в вынужденной эмиграции. На чужбине Любимов тоже работал – в Израиле, США, Франции, Италии и других странах, однако с деньгами у семьи не всегда было хорошо.
В 1989 году с перестройкой Любимову вернули гражданство СССР. В Театре на Таганке снова стали выходить его спектакли. Но дальше случился скандал.
Лидия Савченко, актриса «Содружества актеров таганки»: «К сожалению, тогда сложилась не очень хорошая обстановка. Всё время какие-то неприятности, интриги, коалиции… Кто-то ходил «поговорить» к Юрию Петровичу.
А как за границу ехать на гастроли — так и вовсе начинается «жральня». Случайно выяснилось, что Юрий Петрович поговорил с мэром Москвы Поповым и решил приватизировать наше здание.
Потом Любимов решил ввести контрактную систему. По сути это значило, что труппу распустят. И все мы останемся на улице.
В этой неприятной истории большую роль сыграла Каталин. Она быстро поняла, что на приватизации можно хорошо заработать. Властная женщина, её все боялись. Она ходила по театру, материлась, причём с венгерским акцентом, кого-то гнобила.
Перед Новым годом из отпуска приехал Юрий Петрович. Было собрание, которое часто потом показывают по телевизору. Мы предложили разделить театр, пускай Любимов выбирает любую сцену — большую или малую…
Он обвинял нас, что мы дети-предатели. Так орал: «Какое вы имеете право? Кто вы такие? Вы никто, ничто!». Но мы уже были подкованы, у нас даже юрист сидел…
Мы 26 судов прошли, и Юрию Петровичу было некуда деваться, он подписал бумаги о разделении Таганки… Если бы не эта акция, не было бы ни одного театра — ни Таганки, ни «Содружества актёров Таганки».
Не только Савченко, многие коллеги обвиняли Каталин в резкости и грубости, якобы она сеяла раздор в театре и вводила там свои порядки.
Уже навсегда и снова со скандалом Любимов покинул Таганку в 2011-м. Скандал разгорелся на гастролях в Чехии на почве гонораров. Через три года он скончался. Ему было 97 лет.