Владимир Цукерман — достаточно известный человек, и не только «в узких кругах». Как конферансье работал с Валентиной Легкоступовой, Катей Семеновой, Александром Барыкиным, Алексеем Глызиным, Олегом Газмановым и Александром Серовым.
Профессиональный циркач — клоун, фокусник и даже гипнотизер. Но больше всего Владимир прославился своим редким хобби.
По словам Цукермана, дело было так. В восемь лет он посмотрел фильм «Пес Барбос и необычный кросс» Леонида Гайдая. Герои ленты и актеры, их игравшие, так понравились, что он решил собирать о них всю интересную информацию и все, связанное с ними.
«У кого-то подобные детские увлечения проходят скоро, — с улыбкой признается сегодня директор Музея «Трех Актеров – Никулина, Вицина и Моргунова» Владимир Цукерман, — а вот я не могу остановиться до сих пор».
ЮРИЙ НИКУЛИН ЧУТЬ НЕ СТАЛ МИЛИЦИОНЕРОМ
— Владимир, всем известно, что театр начинается с вешалки. А с чего начинался ваш музей? — С черно-белой открытки с изображением «троицы» – Никулина, Вицина и Моргунова.
Я с колоссальным трудом выпросил у папы 8 копеек, положил купленную карточку под стекло письменного стола и, как говорится, на нее «молился». Потом после «Кавказской пленницы» вышла новая цветная открытка, и я тоже ее купил.
Я так был окрылен своей идей, что… Сейчас в этом стыдно признаться, но я просматривал в библиотеке подшивки всех журналов и газет за год, вырывал и крал страницы даже просто с упоминанием о Никулине, Вицине и Моргунове. — Но это же чистой воды криминал!
— Да! А что делать – достать-то что-либо легально было нереально, особенно учитывая мой юный возраст. Были случаи, когда мы с друзьями ночью с бритвенным лезвием ходили по городу и срезали огромные афиши.
Помню, в 1980 году две знакомые девушки подарили мне рисованный рекламный плакат фильма Гайдая «За спичками» размером шесть на восемь метров.
Оказалось, что они сорвали его со стенда в Калуге и, свернув, как картину Рембрандта в картине «Старики разбойники», пронесли через весь город.
Вот таким образом музейный процесс пошел… Я собирал маски актеров, календари 1960-70-х годов, значки с их изображением, статуэтки, спичечные коробки, пасхальные яйца, игральные карты, программки тех лет, пластинки, буклеты, детские рисунки и поделки из пластилина…
Обратите внимание, в этой квартире у меня нет личных вещей, только экспонаты. Например, под этим диваном лежит 200 плакатов на оргалите. Чтобы только их экспонировать, 25 комнат нужно.
В моей коллекции более 300 видеокассет с записями фильмов, телепередач с участием актеров, 500 альбомов с фотографиями. Всего же 15 тысяч экспонатов.
Со временем я стал систематизировать собранное, вести картотеку, начиная с 1935 года и по нынешний день. — Почему именно с 1935-го?
— Со дня основания театра имени Ермоловой, где начинал Вицин. Он закончил школу-студию МХАТ-2 (была такая!) и был распределен в новый театр. У меня хранится первое упоминание о Вицине в театральной программке за 1935 год.
В спектакле «Не было ни гроша да вдруг алтын» по Островскому он сыграл в эпизоде. А вот Юрий Никулин сперва чуть в милиционеры не попал! — Как Володя Шарапов – в «убойный отдел»?
— Почти. Придя с фронта, Никулин пробовался во все театральные заведения и провалился везде. На вступительных экзаменах во ВГИКе Сергей Юткевич сказал: «Молодой человек, вы нефотогеничны! Ваше лицо будет плохо пропечатываться на кинопленке!».
А следили же после войны, где человек работает. Его трижды вызывали в милицию и уговаривали: «Вы прошли войну, оружием владеете, имеете боевые награды. А у нас жалованье хорошее, спецодежда, прогрессивка. Идите к нам!» И он задумался: а может и правда, пойти?
Если бы Никулин не попал к Карандашу в Студию клоунады при московском цирке, он пошел бы в милицию, и, может, дослужился до генерала. Но тогда мы не открыли бы для себя великого Никулина.
— Если не ошибаюсь, первая роль Моргунова была в картине «Молодая гвардия» Сергея Герасимова.
— Ничего подобного! Он снимался и до «Молодой гвардии». Вообще его путь в кино удивительный. Когда началась война, четырнадцатилетний Женя обтачивал болванки для артиллерийских снарядов на московском заводе «Фрезер».
В 1943 году он написал письмо Сталину (меня есть подлинник этого письма), цитирую дословно: «Уважаемый Иосиф Виссарионович! Я работаю болваночником, но мечтаю попасть в искусство.
Я выступал в самодеятельности в Доме культуры Русакова, снимался в массовках на «Мосфильме», но мне не дает попасть в искусство наш директор завода… Примите меня в искусство!» Представляете, что это было за письмо, и какие могли быть последствия?!
— А какие были? — Директор слег с инфарктом после звонка Сталина: «Рэкамэндавать таварыща Маргунова в искусство!!!»
Юношу мгновенно направили в театр Таирова — ныне театр Пушкина, приняли во ВГИК — в знаменитую мастерскую Герасимова и Тамары Макаровой.
Первая его роль в кино — пожарник, который очень боялся огня, в фильме Столпера «Дни и ночи». У меня есть много видеозаписей фильмов, где вообще только мелькнет Моргунов. Было же три разных Моргунова.
Первый — худенький, красивый, с шикарной шевелюрой — в фильмах 40-50-х. Второй, каким мы его видим у Гайдая. И третий — на закате жизни, опять похудевший и опять почти неузнаваемый.
ГАЙДАЙ ПРЯТАЛ «ТРУП НИКУЛИНА» ПОД КРОВАТЬЮ
— Можете назвать свой самый-самый ценный экспонат? — Все! Для меня каждая журнальная вырезка бесценна. Но есть просто супер эксклюзив. Например. Вот (показывает) настоящий клоунский костюм Никулина – брюки, пиджак, шляпа и ботинки.
На подошвах надпись: на правом «Ботинки мои — это точно», на левом «Мой левый любимый». Лопатка саперная с фронта с надписью: «Она прошла со мной всю войну от Ленинграда до Прибалтики.
Дарю ее в музей Володи Цукермана, но с просьбой не зарывать свой талант. Юрий Никулин». А это мяч с автографами футболистов сборной СССР и припиской «Запасной игрок Георгий Вицин. 1977 год»…
Еще один раритет. В 1979 году (ровно через 10 лет после съемок «Бриллиантовой руки») в челябинском цирке Никулин повредил ту же самую руку.
Он мне рассказывал, как шел, корчась от боли, на перевязку, за ним бежала толпа восторженных ребятишек и кричала: «Ура!!! Вторая серия!»
Так вот у меня есть снимок, где он с загипсованной рукой смотрит на фотографию из фильма и говорит: «Странно… Прошло 10 лет, в какой же руке бриллианты?!» — Сразу вопрос: «золото-бриллианты» тоже у вас?
— Хотел… (Хохочет.) Но мне — по секрету – сказали, что они были ненастоящие. Бижутерия! Вот подарок «Вицину «от учащихся ПТУ №6» — пустой бочонок, как самому «пьющему». Шутка! На самом деле Вицин был главный трезвенник…
Вот интересное фото: Никулин с проституткой из «Бриллиантовой руки» и Никулин с женой. Между прочим, Нина Гребешкова и Татьяна Никулина учились в одной школе и сидели за одной партой…
— Разве это не байка? — А что значит байка? Есть реальные исторические факты, а есть истории, придуманные народом. Это разные вещи! Но я все равно все их собираю. — Что из придуманного самое фантастическое?
— На премьере «Бриллиантовой руки» Никулин сказал, что за каждый придуманный трюк они получали от Гайдая по бутылке шампанского: мол, сам Никулин получил 24, Моргунов — 18, а Вицин – две.
Гайдай потом удивился: «Юра, такого же не было!», на что Никулин отвечал: «А так смешнее!» И вот эта байка пошла в народ и стала восприниматься как быль.
Другая «из самых живучих» такая. На съемках «Бриллиантовой руки» в Адлере, в подвале гостиницы «Горизонт» оборудовали костюмерную и реквизиторскую.
Там под белой простыней (чтобы не пылился) хранили «двойника» Никулина, сделанного из папье-маше — эту куклу должны были в концовке фильма сбрасывать с высоты 500 метров.
Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «мертвый Никулин». Через десять минут о смерти Никулина знал весь город, через полчаса слухи о том, что артист погиб на съемках, а его труп держат под кроватью, — дошли до Москвы.
— Не было? — Ну конечно! И это тоже была придумка Никулина. Когда сценарист Яков Костюковский («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы») услышал о том, что все самое прикольное придумывали актеры в ходе съемок, воскликнул: «Может, мы вообще сценарий не писали?!»
Точно известно, что больше всех хохм придумывал Вицин. Например, «стоять насмерть». Помните сцену посередине дороги в «Кавказской пленнице»? Потом… в рот огурцом — во время погони.
И то, что здоровенный шприц должен шататься в «ягодице» Моргунова (а на самом деле в подушке!) – тоже идея Вицина… Вопрос на «засыпку»: кто чесал пятку Никулину в той же «Кавказской пленнице»? — Говорили, что карлик…
— Нет, полное вранье! Эту историю, когда человек, не сгибаясь, чешет собственную пятку, рассказала Никулину известная артистка цирка, дрессировщица медведей Эльвина Подчерникова.
Он сразу загорелся: «Это надо использовать у Гайдая». По словам Никулина, пятку чесал лежавший под одеялом ассистент режиссера.
Подтвердила это и жена Моргунова. Тем не менее, в средствах массовой информации (ссылаясь на меня даже!) почему-то пишут, что чесал лилипут.
Но есть еще и третья версия – самая шокирующая. Однажды Нина Павловна Гребешкова призналась мне, что на самом деле пятку чесал сам… Леонид Гайдай. Вот иди и узнай, кто прав, а кто нет — это тайна, покрытая мраком!
МОРГУНОВ БЫЛ ПЕРВЫМ СОВЕТСКИМ ПАПАРАЦЦИ
— Расскажите, как вы познакомились с ними со всеми. — Поэт Виктор Урин дружил с Моргуновым, а его жена была подругой моей мамы. Узнав от Уриных про необычного мальчика-коллекционера, Моргунов позвонил и сказал: «Здравствуй, дорогой друг!»
Мне было тогда 12 лет. Потом я с ним познакомился уже воочию, это было в 1968 году в Доме кино. А еще через десять лет во Дворце культуры ЗИЛ я подошел к Моргунову и спросил: «Евгений Александрович, не узнаете?»
Он сходу: «Ален Делон?» «Нет!» «Сирано де Бержерак?». «Нет. Володя Цукерман!» Моргунов, даже глазом не моргнув: «Здравствуй, Вовочка! Ну, где ж ты десять лет пропадал?!» И с тех пор он был самым частым моим гостем.
Из всей тройки я больше всего дружил с Моргуновым, но экспонатов больше всех музею подарил Никулин. — А Вицин?
— Его раритеты я доставал другими путями. Но, например, вот этот вымпел образцового военного оркестра Военно-Морского флота, с надписью «Вымпел рюмку, вымпел две…» он мне сам подарил. Вот окурок сигареты, выкуренной Моргуновым после осмотра музейной экспозиции.
— А где два самых знаменитых окурка – «пособие как правильно танцевать твист» из «Кавказской пленницы»?
— (С сожалением.) Нету… Зато есть очки Моргунова, лимончики которые он 30 лет назад принес к чаю. Чуть-чуть «откушанная» им «четвертинка» водки. Он ведь много чего приносил собой из еды, особенно когда я лежал семь месяцев со сломанной ногой…
Обратите внимание на необычный портрет: Никулин с Ельциным лоб ко лбу и подпись: «От смешного до великого один сантиметр». Есть и второе название этой же картины (Леонид Якубович придумал): «Президент и Клоун.
В скобках «президент справа». А это авторучка с надписью: «Лучшему другу фронтовику Юрию Никулину на память от сцепщика вагонов Смоленской области Гусева»!
С Юрием Владимировичем я познакомился так. Случайно узнал, что журналист «Вечерней Москвы» Владимир Шахиджанян пишет книгу с Юрием Никулиным, позвонил ему и рассказал о своей коллекции.
Когда он пришел ко мне и увидел все это, у него просто… челюсть отвисла. Он не мог поверить, что все это реально собрать. И рассказал про меня Никулину.
А лично познакомились мы чуть позже – в 1974-ом. Кстати, говорили, что когда на съемках картины «Они сражались за родину» умер Шукшин, Никулин вместе с Бурковым чуть ли не первым его тело обнаружил.
Неправда! Никулин 2 октября 1974 года выступал на арене цирка на Цветном Бульваре. Именно в этот день я его подкараулил у выхода. Помню, подошел и говорю: «Здравствуйте, Юрий Владимирович! Меня зовут Володя…» Он продолжает: «Цукерман!»
Поговорили. Вот тогда он пообещал прийти посмотреть мою коллекцию. Потом написал: «Ухожу потрясенный», и нарисовал рожицу убегающего человечка. А Моргунов оставил надпись «Я — остаюсь навсегда»…
Еще один экспонат и моя гордость — удостоверение «Лучший друг Моргунова», с моей фотографией и подпись: «Моргунов, народный артист России».
Он всегда подписывался «народный», хотя был «заслуженным». Ему же не давали звания, вычеркивали из кинословарей, как будто и не существовало такого актера.
— Почему? — Он всегда высказывал начальству правду в лицо, а начальство не любит «лицо правды». Однажды он даже занимался шантажом. Какой-то высокий чиновник на киностудии невзлюбил его.
Моргунов узнал, что тот большой любитель попользоваться сексуальными услугами юных барышень, мечтавших сниматься в кино, подкараулил его с одной актрисой (для этого он забрался с фотоаппаратом по пожарной лестнице прямо к его окну) и сделал снимки интимных сцен.
— Так вот кто был первым советским папарацци! — Да! Увидев эти снимки, чиновник предложил ему не только дружбу, но и большие деньги… Надо знать Моргунова. Это был мастер эпатажа на самом высоком уровне, невзирая на чины и звания. Рассказываю достоверный случай.
Когда в театр киноактера приехали Молотов и Каганович, Моргунов от имени директора театра полтора часа проговорил с ними о перспективах советской кинематографии, после чего сказал что «надо бы прибавить зарплату молодым актерам, чтобы у них появилось вдохновение, потому что на молодых держится весь театр».
То есть – ему. И самое удивительное, что зарплату прибавили… Вообще он был великий выдумщик. Любил представляться «внуком Петлюры», «сыном пионера Павлика Морозова». — И верили?
— Еще и отдавали честь! Сын пионера Павлика Морозова, которого в 10 лет убили кулаки. Ха-ха-ха!!! В молодые годы Моргунову удавалось проходить на футбольные матчи бесплатно, посещать бани, не заплатив ни копейки.
В такси он тоже ездил бесплатно, предъявляя водителям удостоверение сотрудника КГБ. Еще он любил на публике исполнить трюк: замертво падал перед машиной после случайного выстрела глушителя.