45 лет назад на экраны вышел фильм «Суета сует». Для режиссёра Аллы Суриковой это была первая серьёзная работа в большом кино. По совету своего преподавателя Георгия Данелии она решила снять комедию по сценарию Эмиля Брагинского.
Брагинского вдохновил случай, свидетелем которого он стал на одной из свадеб. Новобрачные во время церемонии случайно наступили на край красивого ковра, лежащего в зале.
Заметившая это ведущая, которая ещё минуту назад торжественно поздравляла молодожёнов, изменившимся голосом рявкнула: «Сойдите с ковра!». А затем как ни в чём не бывало продолжила поздравления.
Брагинский решил придумать биографию этой женщине. По долгу службы она произносит одни и те же фразы: «Дорогие молодожёны! Сегодня у вас самый счастливый день…», но никто не знает, что происходит у неё в жизни.
На главные роли пробовались Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Басилашвили одновременно проходил пробы в «Осенний марафон» и опоздал на два часа. Гурченко это вывело из себя, актриса нервничала и раздражалась.
У Суриковой сложилось впечатление, что «две мегазвезды пробовали молодого режиссёра», а она искала таких актёров, с которыми могла бы наладить дружеский контакт.
В результате в «Суете сует» сыграли Галина Польских и Фрунзик Мкртчян. А Гурченко и Басилашвили через несколько лет составили прекрасный дуэт у Эльдара Рязанова в фильме «Вокзал для двоих».
Подбирая актёра на роль Бориса, Алла Сурикова мысленно представляла, как он входит и говорит: «Марина, я пропал. Я, можно сказать, погиб. Мне понравилась посторонняя женщина!».
Режиссёр хотела, чтобы это было органично, искренне и не слишком драматично. Свой выбор она остановила на Фрунзике Мкртчяне.
Поначалу его кандидатуру не одобрил сценарист — по сценарию Борис не был обладателем столь выразительной внешности и армянского акцента.
Но после проб Эмиль Брагинский был настолько очарован актёром, что вписал в сценарий дополнительные сцены и диалоги, чтобы обыграть характерные черты Фрунзика.
Фрунзик Мкртчян терпеть не мог дублей — его каждый раз уговаривали повторно сыграть сцену. А дубли снимать приходилось, так как молодой режиссёр перестраховывалась — качество киноплёнки могло подвести в любой момент.
Каково же было удивление всех, когда актёр однажды сам настоял на пересъёмках! Мкртчян утверждал, что просто «ищет вариант поцелуя» своего героя с новой женой в исполнении Анны Варпаховской.
Уже на седьмом дубле все начали понимать, в чём дело, а актриса снимать восьмой поцелуй категорически отказалась.
После выхода фильма зрители были уверены, что Варпаховская и Мкртчян — муж и жена, а когда у актрисы родился сын, весь роддом тщетно пытался разглядеть в младенце армянские черты.
Часть съёмок проходила в Великом Новгороде. Актёра Сергея Иванова, играющего таксиста Васю, в новгородских эпизодах иногда заменял шофёр местного таксопарка. По сюжету родители Васи живут на улице Зелёной — на самом деле улице Знаменской.
Сцены снимали в доме 36, над которым предварительно потрудились декораторы: покрасили, сделали резные наличники, нанесли орнамент на фасад.
Хозяева сдали дом киногруппе и уехали, а когда вернулись и увидели похорошевшее здание, то решили ничего после съёмок не переделывать. Некоторые элементы декора на доме сохранились до сих пор.