Рину Зеленую знал весь Советский Союз. Неподражаемая миссис Хадсон, бабушка из фильма “Про Красную Шапочку”, Черепаха Тортила.
Она не играла главных ролей. Но могла появиться в эпизоде, всего на несколько секунд, и затмить главных героев.
В культовом советском фильме о Шерлоке Холмсе ее роль занимает от силы пару минут в каждой серии. Но останется ли после просмотра хоть один равнодушный к милой старушке миссис Хадсон?
Она была настоящим мастером импровизации: режиссеры рассказывали, что Рина Зеленая не говорила по сценарию ни одной реплики.
Хоть одно слово, но меняла по-своему. И добавляла свои непередаваемые интонации, жесты и мимику. В результате роль играла новыми красками, а фразы моментально разлетались на цитаты.
Почему Рина?
Актриса родилась в 1901 году в семье чиновника. Она была средним ребенком, третьим по счету из четырех детей. У нее были два старших брата — Ваня и Муся, и младшая сестра — Зина. Она тоже связала свою жизнь с театром.
Настоящее имя Зеленой — Екатерина. Риной она стала совершенно случайно, уже будучи взрослой. Ее имя не помещалось на афише, и она решила сократить его не как обычно — Катя, а по-своему.
Так Екатерина Васильевна стала Риной Зеленой. С тех пор своего полного имени она не признавала.
Актерскую профессию девушка тоже выбрала по воле случая. Когда семья переехала в Москву Рина поступила в гимназию фон Дервиза.
После школы увидела объявление о наборе в театральное училище. Без подготовки, подбора репертуара и репетиций — она просто зашла в аудиторию и начала декламировать то, что первое пришло в голову.
Это было драматическое стихотворение, но с первых же строк комиссия буквально каталась по полу от смеха — настолько комичными были мимика и жесты.
Рину приняли на первый курс Московского театрального училища, которое она закончила уже в 1919 году. В этом же году актриса вышла замуж.
Отношения, о которых не любила вспоминать
Первый раз Зеленая вышла замуж едва ей исполнилось 18, за Владимира Блюменфельда, известного юриста.
Супруги прожили вместе совсем недолго: он был намного старше, серьезный и спокойный, она — молодая, импульсивная, веселая. Совместная жизнь оказалась тяжелой для обоих. Скоро Владимир и Рина развелись, но сохранили приятельские отношения.
Через какое-то время актриса полюбила снова. Избранником стал Михаил Кольцов — журналист и писатель.
Он служил разведчиком, был официальным представителем Сталина в Испании во время Гражданской войны. Интересный человек с невероятной харизмой, очень неординарная личность.
Проблема заключалась в том, что Михаил был женат. Более того, имел любовницу — Марию Остен — известную коммунистку Германии. Его такое положение вещей более чем устраивало.
Одно из его высказываний звучало следующем образом: — Рожденные революцией должны жить без лжи и лицемерия, без вмешательства в личную жизнь государства и церкви.
Рина была по-настоящему влюблена, но все же нашла в себе силы разорвать отношения: не хотела быть третьей. И, как выяснилось позже,поступила очень благоразумно.
В скором времени Михаил Кольцов был арестован по подозрению в шпионаже и антисоветской деятельности. Через полтора месяца его расстреляли. Позже была арестована и Мария Остен, приехавшая в СССР, чтобы спасти Михаила.
А Рина смогла забыть неудавшуюся любовь и встретила, наконец, человека, с которым прожила оставшуюся жизнь.
Котэ
Они познакомились на отдыхе в Абхазии. Оказалось, что у них очень много общих знакомых, и живут они недалеко друг от друга. Но за всю жизнь ни разу не встречались.
Константин Топуридзе был архитектором. У него было двое уже подросших сыновей от первого брака — Сандро и Роман. Рина сразу же нашла с ними общий язык, полюбила как родных.
Старший — Роман — стал ей очень близким другом. Он писал ей много писем, большую часть начинал так:
— Милой Рине, Зеленой снаружи и Золотой — внутри.
Все было замечательно, кроме одного: общих детей у супругов так и не появилось.
Константин и Рина были счастливы вместе. Всегда гуляли, крепко держась за руки, Причем не только в молодости, но и в пожилом возрасте.
Оба были людьми непростыми: импульсивными, независимыми. Но у них всегда получалось найти общий язык.
Топуридзе смирился с тем, что жена совершенно не умеет готовить, стирать и даже собирать нужные вещи в поездки. Рина терпела кавказский темперамент мужа.
Константин Тихонович требовал от жены, чтобы она писала ему ежедневно, когда уезжала на гастроли.
И актриса, ненавидевшая писать больше трех строк, каждый вечер сидела над листом бумаги и подробно расписывала прошедший день. В ответ, за все 40 лет совместной жизни, она получила всего шесть писем.
Рина и Котэ всегда понимали друг друга. Каким бы ревнивым ни был Топуридзе — он никогда не требовал от жены уйти из актерской профессии.
Какой бы свободолюбивой и независимой ни была Рина — никогда она не шла против воли мужа, всегда поддерживала его решения.
Во время войны Топуридзе продолжал работать архитектором, входил в комиссию охраны памятников, оценивал ущерб, нанесенный культурным и историческим достопримечательностям в прифронтовой зоне.
Благодаря его труду после войны были восстановлены многие монументы. Рина Зеленая всю войну провела в фронтовой артистической бригаде.
Вместе с бойцами Красной Армии она прошла через Карпатские горы, а в передышках между переходами и боями — давала концерты.
Солдаты очень любили Рину. Пока она пела, танцевала или пародировала очередного персонажа, можно было забыть обо всех бедах и лишениях. За свой вклад в Победу артистка была награждена орденом Красной Звезды.
Супруги много работали. И Топуридзе, и Зеленая вкладывали в профессию все силы. Константин Тихонович отчаянно переживал за каждый свой проект, горячо отстаивал свои идеи и предложения. Может быть, поэтому и начало сдавать сердце.
В 1969 году у архитектора случился инфаркт. Скорая приехала быстро, мужчину забрали в больницу.
От переживаний у Рины так скакало давление, что начало портиться зрение. Котэ поправился и вскоре все снова стало хорошо. Но в 1977 приступ повторился. Врачи оказались бессильны, Константин Тихонович умер.
Жизнь без Котэ
Зеленая не представляла себе жизни без любимого Котэ. Все казалось ненужным и бессмысленным. Но артистка никому не показывала своей боли. Она стойко держалась на публике. Никто не знал, насколько ей было плохо.
Единственное, что хоть ненадолго отвлекало от горя — это съемки. Ей все так же не давали главные роли. Но она уже привыкла. Ей даже нравилось, тем более, что эпизоды у нее получались просто мастерски.
Так, что когда режиссер, по многочисленным просьбам зрителей, предложил ей расширить роль миссис Хадсон, она отказалась:
— Я играю мебель и очень счастлива!
Видимо поэтому у Рины Зеленой так и не было звания Народной артистки СССР.
Зато была бесконечная любовь зрителей и восхищение коллег. Королева эпизодов, гениальная артистка и удивительный человек.