Мы знаем по опыту, что если бы мы молились только по воскресеньям, когда собираемся на Божественную литургию в церкви, нам было бы трудно быть частью того, что происходит.
Служба казалась бы нам чем-то внешним. Молитва казалась бы очень трудной, возможно, даже чем-то ненормальным. На самом деле, Бог присутствует всегда и везде.
Почему же тогда нам не говорить с Ним? Святой апостол Павел учит, что мы можем и должны молиться во всякое время (1 Фес. 5:17), что бы мы ни делали, делая это во славу Божию (1 Кор. 10:31). Нам не нужно ждать особого времени!
Схиархимандрит Зосима Сокур советует: «Встретился ты с человеком, помолись за него. Пришёл тебе на ум какой-то человек, то ли живой, то ли усопший, или из детства, или из юности твоей – может душа его страждет в этот момент – да вздохни, да помолись за него!
Может, в этот момент какая-то авария происходит или ещё что-то, может, на операции лежит человек, и твоими молитвами, вздохом твоим сердечным Господь спасёт…».
С другой стороны, Священное Писание показывает нам, что вечер и утро — это время, особенно подходящее для молитвы. Псалом 141 говорит о возношении фимиама и молитве на закате. В Псалме 117 говорится о восхвалении Бога семь раз в день (ст. 164).
Мы даже читаем о молитве в полночь (ст. 62) и о различных стражах ночи (Пс. 63:6). А в Новом Завете мы читаем о часах молитвы, которые соблюдали Апостолы в Храме (Деяния 3:1; 10:9 и 30).
Казалось бы, мы можем различать молитву, которая сопровождает многие и разнообразные дела, которые мы делаем в течение дня.
И молитву как наше главное или единственное занятие, которое мы совершаем в определенное фиксированное время, особенно вечером и утром. Именно этот второй вид мы имеем в виду, когда говорим о молитвенном правиле.
Давайте рассмотрим эту практику молитвенного правила и попытаемся понять, что она означает. Я думаю, что это хорошо делать, потому, что мы можем легко отойти от пути соблюдения нашего правила.
Иногда обстоятельства делают наше правило невозможным; но мы также можем лениться и впадать в дурные привычки. Когда по какой-либо причине наша ежедневная молитва становится исключением, а не правилом, то мы знаем, что что-то не так!
Я хотел бы рассмотреть некоторые из связанных с этим вопросов, насколько это возможно. Первое, что мы должны осознать, это то, что христианская жизнь — это не что иное, как активное общение с живым Богом.
Это не должно нас удивлять, поскольку святой апостол Павел говорит нам, что Христос разрушил стену разделения и ввел нас в Святилище, за завесу (Евр. 10:19-22): Он дал нам «доступ» к Богу.
Таким образом, христианская молитва — это использование этого доступа. Когда мы молимся, мы получаем доступ к той «дерзновению» и легкости речи со Христом, которой Адам наслаждался в раю и которая была восстановлена для нас в Церкви.
Когда мы молимся, мы проводим время с Тем, кто любит и заботится о нас. Вечер и утро — это, так сказать, шарниры, на которых вращается день, а значит, и наша жизнь, поскольку каждый день — это своего рода микрокосм нашей жизни.
Читая определенные молитвы в эти особые часы вечера и утра, мы вверяем «друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу нашему». Что это говорит о нас, если мы проводим целый день без молитвы, в забвении?
Насколько это, возможно, нам нужно читать наше правило, независимо от того, хотим мы этого или нет, просто потому, что «время служить Господу» (Пс. 118: 126). Слово правило, или «канон», означает именно это!
Оно подразумевает постоянство, благословенную объективность, в которой мы возвращаемся к месту здравомыслия от перемен и давления нашей жизни. Соблюдая время молитвы, мы выходим — иногда с большим усилием! — из-под власти наших настроений.
Если мы позволим себе стать заложниками того, что мы чувствуем и думаем, молясь только тогда, когда нам это хочется, мы в конечном итоге пренебрежем делами Божьими.
Опыт показывает это! Или если мы не будем полностью их игнорировать, мы будем склонны искажать их, сводя их к нашим собственным пропорциям, к нашему собственному образу и подобию, вместо того, чтобы самим изменяться и формироваться ими.
Однако, когда мы изо всех сил пытаемся преодолеть свое сопротивление и вовлекаемся в слова псалмов и других молитв и стремимся войти в них, тогда мы освобождаемся от скучного повторения наших мыслей и настроений.
Мы выходим за пределы нашего изолированного «я» и, в той степени, в которой мы общаемся с Богом, мы оказываемся в единении с другими членами Церкви в этом мире и в следующем, а они с нами.
Старец Николай Гурьянов говорил: «Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний суд всего мира, но не без великих ужасов будет пред тем владычество антихриста»,— писал Оптинский старец Амвросий .
Главное бедствие эпохи перед воцарением антихриста — дух слепоты. Редок будет духовный разум, чаще будет встречаться плотский, поэтому люди не разглядят антихриста, более того, узрят в нем…». Какие слова мы используем в нашем молитвенном правиле?
Наше правило должно состоять в основном из слов, данных нам вдохновленными Богом писателями Священного Писания и другими святыми людьми на протяжении веков, чьи писания были признаны выражениями Святого Духа, действующего в них, и которые доступны нам в православных молитвенниках.
Когда мы используем эти слова, делая их своими, мы открываем свои сердца действию Святого Духа, Который вдохновил их — и Который таким образом вдохновляет их в нас! Таким образом, мы молимся со Святым Духом и в Святом Духе.
Такие святые слова имеют священную силу. Они подобны порталам или иконам, через которые мы можем войти и вкусить вещи Бога. Принимая их на наши уста и в наше сердце, мы получаем возможность познать Бога.