- Вера Пашенная была потрясена, увидев десятиклассника Филиппова: «Вот это рост! Вот это бас! Фактура не дура!»
- Уехал из Москвы в Минск: «Я ем больше, чем Вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!»
- Триумфальное возвращение в столицу и малоизвестный факт: актёр переводил деньги в советский Детский фонд
- Отец боялся за дочь, будущую жену Филиппова: «Чтобы актёры не развращали тебя своей жизнью, жить на съёмках будем на другом берегу!»
- Советский Дед Мороз попрощался навсегда
«Деточка, а вам не кажется, что ваше место возле параши?», — грозно спрашивает матёрый уголовник Никола Питерский.
Но заведующий детским садиком Евгений Иванович Трошкин, выдающий себя за бандита Белого, мгновенно находит, чем ответить устрашающих размеров верзиле.
Ему удаётся напугать уголовника, и вот уже Никола в панике зовёт на помощь охранников: «Помогите! Хулиганы зрения лишают!»
Запоминающийся эпизод! Сыграл Николу Питерского Роман Филиппов, в фильмографии которого преимущественно такие же небольшие роли в крошечных сценах.
Почему так сложилась его актёрская судьба? Отчего режиссёры не давали ему хорошенько развернуться во всю удаль молодецких плеч?
Вера Пашенная была потрясена, увидев десятиклассника Филиппова: «Вот это рост! Вот это бас! Фактура не дура!»
Здоровенный, рост 193 см, а голос какой! Очень низкий бас-профундо. Конечно, с такой фактурой героя-любовника не сыграть, а некоторые зрители, посмотрев на него в фильме, интересовались, а актёр ли это?
Простой, в доску свой. Может быть, нашли на заводе, да и взяли за примечательную внешность?
Нет, Роман Сергеевич был профессиональным актёром и из актёрской семьи. Его отец, Сергей Александрович Филиппов, и мать, Анна Григорьевна Кудерман, служили в ленинградском БДТ.
Мама умерла от заражения крови после родов в симферопольском роддоме, куда она попала, до последнего месяца беременности гастролируя с театром.
Первые три года малыш воспитывался бабушкой, а потом отец снова женился и забрал его к себе. Семья переехала в Горький. С мачехой мальчишке очень повезло — Ирина Сергеевна оказалась человеком душевным и к Роме относилась как к родному сыну.
— Вот это рост! Вот это бас! Фактура не дура! — воскликнула знаменитая Вера Пашенная, увидев Рому.
В Горький приехал Малый театр, и его представители во главе с Пашенной отсматривали старшеклассников для набора в театральное училище. Роман, услышав об этом событии, прямо в трусах и тапках помчался с пляжа в школу!
Народная артистка СССР и лауреат Сталинской премии Вера Николаевна Пашенная в то время была уже настоящей легендой театральной Москвы, а также профессором Щепкинского училища.
Через месяц после просмотра Роме пришёл вызов на учёбу. Вместе с Филипповым на курсе оказались Юрий Соломин, Виктор Борцов, Алексей Эйбоженко. А уже через год Роман дебютировал в кино в фильме «Чемпион мира» в роли одного из борцов.
Уехал из Москвы в Минск: «Я ем больше, чем Вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!»
После окончания училища перед молодым актёром были распахнуты двери Малого театра, но мало-мальски значимых ролей Филлиппов не дождался, играя «Кушать подано!».
Обивал порог режиссёрского кабинета, прося достойные роли, но уходил ни с чем. А через три года у него вышла ссора и с самой Пашенной.
Зарплата-то с такими ролями была крошечной, и Роман написал заявление на прибавку жалованья. Разозлившаяся Пашенная созвала собрание коллектива и давай песочить актёра!
— Как могут молодые актеры требовать повышения, когда и великие получают мизер?! — возмущалась актриса.
— Но я ем больше, чем Вы и все наши именитые актеры, вместе взятые! — парировал Филиппов.
Пашенная перешла на крик… скандал-скандал! Филлиппов, как говорится, психанул и написал заявлении об увольнении. Уйдя из Малого, Роман поработал в театре Пушкина и Москонцерте, а потом уехал к своей невесте Кате в Минск.
Там он попытался устроиться в русский театр и на собеседовании заявил, что рассчитывает на зарплату в 120 рублей.
Режиссёры попытались договориться хотя бы о 110 рублях, но актёр гордо удалился. — Не хочу работать с теми, кто торгуется за талант, — объяснял он Кате.
Его приняли в Национальный академический театр имени Янки Купалы. За две недели актёр выучил белорусский язык! Как это возможно?
— Просто у него были феноменальные лингвистические способности, — объясняла супруга.
Говорили, что он хорошо знал польский и немецкий, играл роли на английском и украинском языках
В театре имени Янки Купалы Филиппов прослужил семь лет, играл ведущие роли в классических спектаклях: Журден в «Мещанине во дворянстве», Сытин в «На дне», Астров в «Дяде Ване» и другие. В 1967 году был удостоен звания «Заслуженный артист Белорусской ССР».
И всё это время актёр очень интенсивно снимался, пусть и в эпизодах! Вася Зайцев в «Девчатах», дядя Яша в «Улице младшего сына», Барон в «Городе мастеров», Революционер Просперо в «Трёх толстяках», мужчина в ресторане в «Бриллиантовой руке»: «Зачем усы сбрил, дурик?» и «Ну, будете у нас на Колыме…». В минский период в его фильмографию вошло более 15 фильмов!
Триумфальное возвращение в столицу и малоизвестный факт: актёр переводил деньги в советский Детский фонд
И Филиппова позвали обратно в Малый театр, где уже не обделяли ролями. Кинозвезда! И, конечно, было известно о его театральных успехах в Минске.
Поэтому в Малом его ждали прекрасные роли в русской и зарубежной классике, пьесах Василия Шукшина и Константина Симонова. Он был очень востребован на театральной сцене и доволен своей карьерой.
Однако, в кино Роман так и оставался звездой второго плана, хотя эпизоды с ним по-прежнему врезались в память. Поэт Ляпис-Трубецкой в «12 стульях», Грабитель в «Стариках-разбойниках», «Авторитет» Никола Питерский в «Джентльменах удачи».
Были в фильмографии актёра и серьёзные роли — Демид Меньшиков в «Тени исчезают в полдень», князь Ромодановский в «Юности Петра», патриарх Иов в «Борисе Годунове».
И опять выдающаяся роль с юмором — заместитель Сатанеева Юлий Цезаревич Камнеедов в «Чародеях», фильме, без которого не обходится ни один Новый год.
Но в празднование Нового года Роман Филиппов внёс огромнейший вклад, будучи главным Дедом Морозом страны в течении двух десятков лет, придя на смену другому знаменитому Деду Морозу — Александру Хвыле!
Кстати, за эту работу платили очень много, и актёр дорожил подработкой, договариваясь в театре, что его подменят на время ёлок в Кремле.
А вот деньги актёр регулярно переводил в советский Детский фонд, никогда этого не афишируя. Когда произошло страшное землетрясение в Спитаке, отослал пострадавшим огромную сумму.
Отец боялся за дочь, будущую жену Филиппова: «Чтобы актёры не развращали тебя своей жизнью, жить на съёмках будем на другом берегу!»
— Это были съёмки картины «Человек не сдаётся», директором которой был мой отец, в 1962 году. Как сейчас помню это ощущение: автобус накренился…
И я почувствовала, а не просто увидела, как пустой салон наполняется Ромой. И вот он замечает щупленькую студенточку в белом платьице и выдыхает своим басом: «О-го!» А через 20 минут встаёт на колени и делает мне предложение!
Что тут началось… Папа гонится за «зятем», который в два раза здоровее преследователя, Рома с гоготом кидается в пруд, а папа целится камнями в плавающего подлеца… А я так и не увидела финала — лишилась чувств! Я его всю жизнь любила до обмороков.
Владимир Шелихин тогда впервые взял Катю с собой на работу. Рассердившись на Филиппова, поселился с дочерью на противоположном берегу от места съёмок: «Чтобы актёры не развращали тебя своей жизнью!»
А у девушки из головы не шёл этот богатырь, и однажды она переплыла к нему, чтобы повидаться. Роман, всего лишь шутивший в автобусе, оценил поступок Кати, словно увидев её заново.
— Папа зря за меня опасался, — улыбалась Катя. — В то время были совсем другие люди. Рома уважал меня, мы полтора года только за ручку держались на свиданиях. После картины он звонил мне каждый день, приезжал в Минск.
А потом всё сложилось. Филиппову хотелось семью, ребёнка, а зарплата не устраивала. Он ушёл из Малого театра, уехал к Кате в Белоруссию, они поженились и на свет появилась дочка Анечка.
Их счастье не было безоблачным. Известно, что актёр выпивал, но жена считала это неизбежным злом.
— Пил, как и все талантливые люди. Но он так вкусно рассказывал о выпивке, что слушатели думали: ведро может выпить! На “ёлку” нас всегда забирала из дома личная кремлевская машина.
Возле Кутафьей башни была толпа, через которую мы буквально протискивались. Все мужики хотели с ним выпить, чтобы потом хвастаться…
Они протягивали нам бутылки водки, а я шла впереди и расталкивала их руки. Муж за это в шутку называл меня личным гестапо. Он вообще был шутником и балагуром.
Катерина не скрывала, что у супруга бывали романы на стороне, но она боролась за семью. — Я ходила к этим актрискам домой: «А вы сможете жить его жизнью, как я? Прорабатывать каждую роль, ухаживать, быть подругой, а не только любовницей?»
И я всех перетерпела, переждала… И он видел, что я переживаю: приходил с цветами, просил прощения… Я ведь совсем девчонкой вышла за него замуж, он был на пять лет меня старше. И мне всегда хотелось быть лучше тех женщин. Мне хочется думать, что удалось.
Катя всё успевала — ухаживать за мужем и дочкой, обустраивать быт, разбирать с Романом его роли. Но она не была домохозяйкой.
Долгие годы Филиппова проработала режиссером-педагогом по слову, писала учебники и программы по сценической речи, культуре общения. У профессора Екатерины Филипповой учились многие телеведущие, певцы и актёры.
Советский Дед Мороз попрощался навсегда
В 1987 году Роману Филиппову было присвоено звание народного артиста РСФСР. Он преподавал в ГИТИСе, увлекался переводами с белорусского на русский, работая с издательствами.
Катя шутила: «если вдруг перестанут роли давать, Рома, ко всему прочему, прекрасно играет на бильярде и в преферанс, не пропадём!»
В 90-х и правда многим актёрам придётся выживать, какие уж там роли… Но Роман Сергеевич застал только начало разрухи, постигшей страну. СССР распался в декабре 1991 года, ну а на Новый год в Кремле по-прежнему проходили «ёлки».
В конце представления в фонограмме всегда звучала фраза: «Дед Мороз не прощается с вами». А тогда её неожиданно изменили: «Дед Мороз прощается с вами».
18 февраля 1992 года актёр ушёл из жизни из-за внезапно оторвавшегося тромба. Похоронен на Троекуровском кладбище города Москвы. Ему было всего 56 лет.