Вопрос:
«Батюшка, подскажите, как мне быть? Пять лет назад я увлекалась тяжелой рок-музыкой. От нее, как я в дальнейшем поняла, у меня началась страшная депрессия, галлюцинации, неверие, уныние, потеря смысла жизни.
Я перестала ходить в храм, молиться. В тот самый трудный момент, даже когда я отошла от Господа, Он не оставил меня и проявил ко мне свою милость. Послал мне множество хороших людей во спасение мое.
Одна из них была монахиня, матушка Тихона. После беседы с ней я еще какое-то время маялась, но маленькими шагами начала идти к Вере.
После, через некоторое время, я пришла в епархию, чтобы повидать ее, но мне сказали, что она болеет раком, и ее послали в другой город. Что теперь с ней, как она, неизвестно, прошло уже долгое время.
У меня бывает иногда ощущение, что ее уже нет на земле. Как следует подавать записки о здравии, о упокоении в таких ситуациях людям, которые потеряли связь с родными или близкими, которые не знают, живы ли они.
Будет ли считаться грехом, если записка была одновременно подана о здравии и о упокоении?»
Здравствуйте дорогие, с вами протоиерей Константин Пархоменко, отвечаю на ваши вопросы.
Конечно, первый момент, два слова о этой всей рок-музыке. Я не против рок-музыки, но, конечно, бывают группы сатанинские.
И даже когда идёт заигрывание с сатанизмом, заигрывание, то есть спроси музыканта, он скажет: «Я не сатанист, ни в коем случае».
Но сатанинские тексты и так далее… Так как молодежь обычно очень падка на все эти инфернальные вещи, на все эти моменты чернушные какие-то, то они, к сожалению, эксплуатируют эту тему, эксплуатируют страсти молодых людей.
Так вот, даже если музыканты это делают чисто из коммерческих соображений, все равно бесовщина пролезает через все щели, потому что бесам все равно, через какой канал проходить в наш мир.
Поэтому я сам лично знаю, как вот эти некоторые такие рок-группы, скажем, которые даже, как они говорят, ради искусства пропагандируют какие-то сатанинские ценности или идеи, как они действительно являются невольными проводниками сатанизма в нашем мире. Как люди, например, после увлечения такой музыкой заболевают психически.
Бывает, что человек предрасположен к психическим заболеваниям, но это никак не проявляется. А вот он стал увлекаться, например, тяжёлым роком, стал слушать какую-то группу,
и потихоньку вдруг эти психические болезни в нем проявились, стали припадки у него. И только когда он стал ходить в храм и перестал эти гадости слушать, он приходит в нормальное состояние.
Не весь рок такой, нельзя сказать, что весь рок – это сатанизм, нет. Но в тех рок-группах, которые заигрывают с сатанизмом, в которых есть компонент сатанинский, повторю, даже ради эпатажа, ради шутки, это очень плохо. Поэтому здесь нужно быть очень осторожным. Как говорил апостол Павел:
То есть наблюдайте, ибо опасно ходить по нашей жизни. Конечно, слава богу, что, милая Алина, что встретили вы такого человека, как матушка Тихона. Вообще женщинам не дают мужские имена, хотя есть исключения.
Например, имя Римма, известно Римма или имя Инна. Римма, Инна – это мужские имена, это мученики, мужчины, но традиционно уже дают и женщинам такие имена.
Но для монахинь делают исключение. Монахинь часто называют мужскими именами, как бы показывая, что теперь это уже не женщина, а она уже превзошла какие-то половые различия, она уже теперь не женщина по полу своему.
Но теперь главный, краеугольный вопрос, следует ли подавать записки о здравии, об упокоении в таких ситуациях, как относиться к людям, если они живы или нет.
Тут надо, дорогие радостные, всегда усвоить, что у Бога нет мертвых. У Бога все живы. Вот вы пишете «О здравии, о упокоении». Вы думаете, что у Господа есть живые, а есть усопшие?
У Бога есть те, которые живут на земле сейчас, и есть те, которые живут пока с ним в другом мире. Вот и все. У Бога все живы. Когда мы пишем «О здравии, о упокоении», это мы для себя пишем, а не для Бога, не для небесных сил.
Понимаете? Как будто человек просто в разных комнатах находится. Один здесь, один здесь. Но оба они живы перед Богом.
Поэтому в древней церкви вообще не было такого: о здравии и об упокоении. Просто подавали записки. Записки подавали о человеке.
Просто о человеке помолиться, о каком-то человеке. Он может быть жив и невредим, а может быть он ушел на войну, что с ним – непонятно. А, может быть, он уже умер, тоже непонятно.
Поэтому, когда есть подозрение, что человек жив, или вернее надежда, что человек жив, нужно подавать за здравие.
Если проходит какое-то время, и нам кажется, что человек, наверное, уже скончался, окончил свой земной путь, тогда, конечно, нужно подавать записки об упокоении.
Но понимать, что все это очень условно, потому что у Бога все живы, Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Это сказал сам Господь наш Иисус Христос. Текст основан на видео с канала протоиерея Константина Пархоменко