«Закон Божий» говорит нам о том,что христианину достаточно лишь одного ежегодно Причащения — ни больше, ни меньше.
• Однако многих верующих людей подобная рекомендация приводит в недоумение — как же так, такое Таинство, и всего один раз в год?
• Но как же нам всё-таки следует поступать?
• Причащаться так часто, как требует сердце, или ограничивать это стремление, опасаясь совершения смертного греха?
Отвечает на эти вопросы протоиерей Андрей Ткачёв:
«…Следует помнить о том, что «Закон Божий» является синодальной практикой дореволюционных лет, свидетельствующей об обеднении и ослаблении Православной веры.
Революция имела свои причины и предпосылки, связанные именно с этим ослаблением. Если бы люди Причащались, как в прежние времена — с любовью и горячим стремлением к Господу, — то никакая атеистическая пропаганда на них бы не подействовала. Единственное ежегодное Причастие способно спасти человеческую душу от гибели.
Но хорошо ли прикасаться к Таинству так редко?
Хорошо, если человек хотя бы один раз за всю свою жизнь Причастится. Вспомним, например, о Марии Египетской — она Причащалась лишь дважды в жизни.
Случается и так, что Церковь в последние минуты земного пути “ловит” людей, напутствуя и провожая их в мир иной. Я думаю, что некоторым и этого хватает для того, чтобы прийти к Спасителю и оказаться в Царствии Небесном после всех пережитых страданий.
Однако, если затрагивать понятие нормы, то следует упомянуть о Поместном определении Соборов — оно входит в книгу правил, а правила эти говорят нам о том, что христианин, не прикасавшийся к Таинству три недели кряду, отторгает себя от Церкви.
Что же касается Святоотеческого понимания Литургии, то тут принято считать, что человек, присутствующий на этой службе, впоследствии обязательно Причащается. Ограничиться одним только вознесением молитв — это уже что-то новое и современное.
Но для того, чтобы не усложнять свою жизнь высокими требованиями, которые нам пока не по плечу, мы должны избирать для себя те нормативы частоты, которые будут для нас посильными.
Важно понимать, что в Храме Божьем, как и в ковчеге, спастись может каждый: и крохотная мышка, и внушительных размеров слон. Кто-то Причащается еженедельно, а кто-то — раз в три недели, горячо веря и стремясь к Господу.
Иные прикасаются к Таинству раз в несколько месяцев, а кто-то — и единожды в год. И Спастись при этом может каждый, даже тот, что Причастился в первый и последний раз за несколько минут перед смертью.
Надо понимать, что каждый человек живёт по-своему, и Небесный Отец старается подстроиться под каждого, кто относится к Нему с любовью. Однако есть и один общий для всех верующих людей принцип: не следует Причащаться через силу, нехотя.
Прикасаться к Таинству мы должны также, как садимся за стол: испытывая желания принять пищу и питьё. Иными словами, кушать мы должны только в те минуты, когда испытываем голод.
Точно также и с Божественными Таинствами — мы должны желать Причащения, должны ощущать себя гибнущими без прикосновения к Таинству, тосковать по нему, понимая, какой силой и каким действием обладает Причастие.
Только в таком случае мы сможем постигнуть Божественную природу Святых Таин. И в те моменты, когда Ваш стол будет ломиться от иных яств, Вы всё равно будете понимать, что Ваш дух желает иного: Спасительного Тела и Крови Христовой.
Каждый христианин должен всем сердцем желать Причащения и спешить в Храм, предвкушая долгожданную и отрадную евхаристическую встречу со Спасителем.
И когда такое желание у человека есть, тогда можно затрагивать вопрос сроков и количества. Количество определяется в соответствии с образом жизни.
К примеру, девственные люди, не совершающие тяжких прегрешений, ничем не ограничиваются. А вот женщины, состоящие в браке и делящие ложе с супругом, уже имеют некоторые ограничения.
Некоторые болящие могут прикасаться к Таинству, только призывая к себе батюшку. Некоторые живут в отдалении от Церкви.
Наши жизненные обстоятельства формируют частоту прикосновений к Таинствам. Невозможно назначить некую общую норму, потому как жизнь у нас у всех очень разная.
Но со временем частота Причащений должна увеличиваться. Чем больше человек воцерковляется, тем чаще его душа требует Евхаристии.
Если христианин годами ходит в Храм, но Причащается при этом только дважды в год, и ему этого достаточно, то, мне кажется, это странно.
Чем больше мы растём духовно, тем чаще жаждем участвовать в Святых Таинствах. Если человек вкушает Святые Дары, он знает о том, насколько они сладостны и как воздействуют на него.
При этом Причащаться не следует людям, живущим во грехе и не раскаивающимся в этом. В подобных случаях Таинство может загубить человека, потому как то, что исцеляет, может и убить.
Недаром врачи средневековья говорили о том, что лекарствами не могут быть средства, неспособные в то же время и отравить.
И вопрос здесь заключается именно в дозировке — этим яд и отличается от лечебного снадобья. То же самое и с Таинствами — они исцеляют кающихся, но убивают отъявленных грешников.
Если мы едим и пьём, не помышляя при этом об искреннем, глубоком покаянии и скорых жизненных переменах, то мы едим и пьём, приближая момент Страшного Суда без перспективы на Спасение своей души.
Дерзкие Причастники будут строго наказаны Господом. Удерживать нас в подобных моментах должна наша совесть и благоговейных страх перед Небесным Отцом.
Верующие люди постоянно колеблются между двумя этими величинами, и большинство воцерковлённых христиан удерживает одно и влечёт другое.
Сердца их с жаром тянутся к Спасителю, но ноги сковывают тяжёлые кандалы, именуемые страхом. Страхом при мыслях о недостойном Причастии.
На самом деле, быть абсолютно достойным Причастия невозможно — все мы грешны в большей или меньшей степени.
Однако это не говорит о том, что мы должны избегать Таинств — напротив, нашими достоинствами должны быть именно любовь к Небесному Отцу и страх перед Ним.
И критерий недостойности здесь может быть только один — это равнодушное, холодное и безразличное отношение к Святому Причастию».