В наши дни в продаже встречаются самые разные иконы – бумажные или деревянные, большие или маленькие, массивные или совсем лёгкие. Часто верующие люди покупают небольшие ламинированные образа и помещают их в свои кошельки или карманы сумок.
Многие не видят в этом ничего предосудительного, ведь самое дорогое люди носят именно в собственном кошельке. И если это касается денег или фотографий близких, то почему же нельзя поместить в кошелёк иконку, изображающую Спасителя, Богородицу или любимого Святого?
Некоторые христиане относятся к образам, как к неким оберегам, приносящим удачу – они уверены, что бумажка с изображением Христа способна уберечь их от зла и всевозможных бед.
Вот только можно ли назвать правильным подобное отношение? Не святотатствуем ли мы, обращаясь с иконами таким образом? И как к этому относятся священнослужители? Давайте разбираться.
Иконы в Православии – это, в первую очередь, Святыни, относиться к которым необходимо с должным почтением и уважением.
Святое Писание учит нас тому, что почитать иконы важно ещё и для того, чтобы они служили нам ежедневным напоминанием о жизненном пути тех или иных Святых.
Иными словами, любую икону можно назвать своеобразным ориентиром, который помогает нам следовать по праведному, Богоугодному пути.
Когда мы молимся перед образом в Церкви или дома, мы взываем к Господу, прося Его о помощи и поддержке.
И, согласно древней Православной традиции, иконы надлежит располагать на видных, специально отведённых для этого местах. Для этой цели наши предки и обустраивали в своих домах так называемые «красные углы».
И если христианин относится к иконе с должным благоговением, подобное отношение не позволит ему поместить Святыню в кошелёк или карман сумки – подобные места никак нельзя назвать подходящими для образа.
Дело здесь именно в нашем отношении – задумайтесь, почитает ли Святых человек, хранящий иконы рядом с деньгами или кредитными картами? Нельзя ли назвать подобное отношение неуважительным или даже кощунственным?
«Мне хорошо запомнился один случай, произошедший со мной в продуктовом магазине,»
— рассказывает протоиерей Александр Немчинов,
«Продавщица, узнав о том, что я священнослужитель, тут же спросила: «Батюшка, ну отчего же мне так в жизни не везёт?».
Я постарался объяснить этой женщине, что неудачи могут преследовать нас по разным причинам, и каждое наше несчастье не случайно, но закономерно, и причиной его всегда являемся мы сами.
Я старался донести свою мысль просто и доступно, рассказывал о внутренних противоречиях, об отношении к ближним и Господу.
«Да какой Господь!» — вдруг воскликнула она, и, достав из своего кошелька ламинированный образок, изображающий Божью Матерь, покачала головой,
— «Столько лет эту иконку в кошельке ношу, а что толку?». В следующий момент сокрушения сменились руганью в адрес Приснодевы, и, тыкнув пальцем в Светлый Лик, женщина стала осыпать образ щелбанами».
В советские времена многие состоятельные люди коллекционировали иконы, называя их «досками». Подобное коллекционирование было очень модным.
Иконы специально вешались на видные места, но, конечно же, не для молитв – таким образом демонстрировались статус и богатство.
Важна была, прежде всего, эстетическая и антикварная ценность того или иного образа, но не духовность или уважение к Святыне.
Некоторые люди в те времена скупали чёрно-белые образа или фотографии икон, раскрашенные дешёвыми, низкокачественными красками. Такие «иконы» продавались на рынках, рядом с изображениями упитанных девчушек, котят или целующихся голубков.
Качество таких образов само по себе было надругательством над Святыней, но это никого не волновало, так как покупались подобные «иконы», как правило, для привлечения удачи.
А потому в вопросе ношения Святыни с собой всё зависит от побудительных причин. Иными словами, если Вы, нося образ в кармане, уповаете на Господа и относитесь к Нему с любовью – это одно дело.
Но если же Вы покупаете образ, относясь к нему, как к оберегу или волшебному талисману – то это уже недопустимо.
Однако, по мнению батюшек, для некоторых и подобное языческое отношение к Святыне может стать первым шагом на пути к подлинной, глубокой вере.
Здесь всё зависит от уровня осознанности человека. Очень важно сделать первый шаг к Богу и не останавливаться, а это — возможно.
Но без настоящей любви к Небесному Отцу христианином стать не получится, что бы человек не говорил или не делал.
Крепкие отношения с Господом могут быть основаны исключительно на чистой, бескорыстной любви, но не на желании обрести как можно больше мирских благ.
И если какая-то женщина носит образ в кармане своей сумки с верой, упованием и благоговением, её сложно за это осудить, хотя и указать на то, что место для иконы она выбрала не совсем подходящее, всё-таки следует.
Священнослужители строго остерегают нас от одного: от идолопоклонства. Никогда не относитесь к иконам как к магическим предметам, исполняющим желания и просьбы. Вешайте образа у себя дома, и обращайтесь в молитвах не к кусочкам дерева, а к Святым, изображённым на них.
Но не впадайте при этом в крайности – не стоит скупать десятки икон в стремлении обвешать ими всю квартиру. Поверьте, двух-трёх икон для христианина вполне достаточно.
Безусловно, Церковь не ограничивает количество образов, находящихся у нас дома, однако Она указывает на то, что относиться к Небесному Отцу и Святым необходимо с искренностью и сердечностью.
А подобные чувства измеряются не количеством, а качеством. Относитесь к Православным Святыням с благоговением и любовью, и тогда, будьте уверены, Господь никогда не откажет Вам в помощи и утешении.
И если Вам всё же очень хочется носить тот или иной образ с собой, не помещайте его в кошелёк или сумку, но сшейте для него небольшой потайной кармашек.
Так икона не будет соприкасаться с посторонними предметами, пачкаться или царапаться об них. Как правило, подобные кармашки делаются в области груди.
Кроме того, не просто носите образ с собой, но как можно чаще вынимайте его, любуйтесь и возносите горячие молитвы.