Анна Иоанновна никогда не должна была стать императрицей России. Хотя в ее жилах и текла «голубая» кровь, она не была рождена наследницей престола.
Четвертую дочь Ивана V, Анну, в 17 лет выдали замуж за скромного, захолустного князя Фридриха-Вильгельма, герцога Курляндского. Но в статусе жены девушка пробыла недолго.
Ее супруг умер по дороге в Латвию. Историки пишут — напился до бездыханного состояния с Петром Великим, дядей Анны. Но есть и версия смерти от простуды.
Так, в нежном возрасте, Анна осталась вдовой. Девушка слезно просила семью «назначить» ей другого мужа. Но Петр I просьбу племянницы будто не слышал. Вероятно, не хотел, чтобы она родила наследников. Анна Иоанновна развлекалась тем, что сватала подданных друг за друга.
И все же Анна посмеялась последней. Когда внук Петра Великого, Петр II, умер, так и не явив миру ни одного наследника, именно Анна взошла на российский престол.
Как такое случилось?
Верховный тайный совет, исполнительный орган, состоявший из богатых семей, начал подыскивать кандидатуру на российский трон. Вспомнили об Анне. Дворяне решили, что этой никчемной одинокой женщиной будет очень легко манипулировать.
Тайный совет выставил Анне целый список «Условий», при которых ее готовы были короновать. Она почти не глядя подписала все бумаги, но оказалась гораздо умнее, чем о ней думали знатные мужи.
Получив власть, царица начала планомерно мучить и уничтожать людей, которые наделили ее могуществом.
Анне Иоанновне не нравились многие придворные, но князя Михаила Голицына она ненавидела больше других.
Злоба была столь велика, что императрица приказала сделать его придворным шутом. Всякий раз, когда кто-нибудь входил в вестибюль дворца, князь Голицын претворялся, что «несет яйца, как курица». Всякого рода унижения не уменьшали ее ненависть к нему.
В конце концов Анна Иоанновна вынудила Голицына жениться на некрасивой карлице, горничной из низшего сословия Авдотье Бужениновой.
Но не просто жениться, а сделать это в ледяном замке. Царица надеялась вынести их бездыханные тела. Но план жестокой царицы провалился. Любовь оказалась сильнее…
За что императрица Анна так жестоко мстила знатному придворному?
Князь Михаил Алексеевич Голицын приходился внуком Василию Васильевичу Голицыну, всемогущему фавориту царевны Софьи Алексеевны.
После смерти своей первой супруги, Марфы Хвостовой, Голицын, будучи в путешествии по Средиземноморью, страстно влюбился в красавицу Лючию (итальянку, дочь трактирщика), на 20 лет моложе его. Русский дворянин решил, что эта нежданная любовь принесет ему много счастья.
Жизнь мужчины действительно круто изменилась, но, увы, не в лучшую сторону. Дело в том, что новая жена Михаила, как и большинство итальянцев, была католичкой.
Она согласилась выйти за замуж только при условии, что Михаил Алексеевич откажется от своей русской православной веры и присягнет на верность Папе Римскому.
Михаил тайно отрекся от веры Романовых во имя любви, о чем позже сильно пожалел.
В 1732 году молодые вернулись в Россию. Здесь они узнали, что государыня Анна Иоанновна весьма строго относится к религиозным вопросам.
Поэтому Голицын тщательно скрывал ото всех и жену иностранку и перемену религии. Тайно поселился в Москве, в Немецкой слободе.
Но нашлись «доброжелатели», которые донесли царице о вероотступничестве князя. В гневе она отозвала Голицына в столицу.
В глазах императрицы, имевшей вспыльчивый и злобный характер, отказ от русской православной веры был неприемлем для человека такого статуса, как Голицын.
Из князя в дураки
Для Михаила Голицына будущее теперь представлялось в мрачных красках. Его брак был признан незаконным. Лючию не то выслали, не то сгноили в казематах. В любом случае Голицын больше ее никогда не видел.
Михаил был опустошен, но это не помешало царице лишить его земель, титула и сделать придворным шутом. С этого момента он проводил дни, скорчившись в корзине рядом со столом хозяйки.
В его обязанности входило обносить императрицу и ее гостей русским квасом, за что Михаил получил прозвище-фамилию Квасник.
Голицына можно было называть только по имени, никаких фамилий и регалий даже в документах.
В исторической литературе бытует мнение, что от унижения Михаил Алексеевич тронулся умом. Однако, это не подтверждается сохранившимися образцами его остроумия, из которых видно, что князь за словом в карман не лез.
Но шутовство было только начало. Анна, чтобы развеять скуку, придумала найти своему князю-шуту новую невесту. Мол, жену себе хотел красавицу, да умницу, сейчас я тебя сосватают.
Царица рассматривала в качестве претенденток нескольких своих служанок. В итоге выбрала самую уродливую из них: сутулую женщину-карлицу калмыцкого происхождения по имени Авдотья Ивановна Буженинова, которая, по словам историка Анри Троя, «была настолько некрасива, что ее боялись даже священники».
Ледяная «могила» для молодых
В 1739 году, за год до своей смерти, Анна Романова приказала построить Ледовый дворец. На Неве, между Зимним дворцом и Адмиралтейством, для молодых был возведен «Ледяной дом» — творение искусное и адское одновременно. Фасад этого здания был 16 метров в длину, 5 метров в ширину и около 5 метров в высоту.
В этих ледяных палатах должна была пройти первая и последняя брачная ночь Михаила и Авдотьи. Императрица надеялась, что они не выживут, поскольку теплую одежду приказала не давать. Но сначала предстояла свадебная церемония невиданных масштабов.
6 февраля 1740 года несчастную пару, одетую в шутовские наряды, благословили в церкви. Затем их в клетке водрузили на азиатского слона.
В сопровождении каравана послов всех рас Российской империи Михаил и его невеста-калмычка направились к своему новому «дворцу».
Пару впустили в ледяные покровы дворцовой спальни и заперли. Охранникам был дан строжайший приказ — стоять у дверей и не давать молодоженам сбежать.
А государыня, уходя, призвала шута насладиться женой, прежде чем они замерзнут насмерть.
Удовлетворенная устроенным пиром, Анна удалилась в свой дворец. Испытывала ли она угрызения совести, лежа в теплой постели у огня, в то время как ее шут и служанка отдавали Богу душу?
«Если какой-либо намек на это и промелькнул у нее в голове, — писал историк Троя в своей книге «Грозные царицы, — то он, вероятно, был очень быстро вытеснен мыслью, что любому государю на то и предоставляется свобода действий».
Жемчужное ожерелье
Литературное предание гласит, что Авдотья сняла с шеи жемчужное ожерелье, подаренное ей царицей на свадьбу, и обменяла его у охранников на полушубок. Тем самым она спасла жизнь себе и названному мужу.
Возможно, так и случилось, ведь выжить в ледяном аду без одежды было почти нереально. Но, судя по тому, что Авдотья Ивановна после «свадьбы» много болела и долго не прожила, она позаботилась о Михаиле больше, чем о себе.
Вопреки ожиданиям императрицы, на следующее утро супруги появились, по словам историка, «ни с чем, кроме насморка и небольшого обморожения».
Почти счастливый финал
Анна Иоанновна умерла в том же году, спустя несколько месяцев после празднования жестокого торжества.
Михаил и Авдотья были освобождены от шутовской службы новой государыней Анной Леопольдовной, преемницей Анны. Она же запретила «нечеловеческие поругания» над «дураками», навсегда уничтожив в России позорное звание придворного шута.
Михаил полюбил Авдотью по-настоящему и не стал разводиться, хотя уже имел на это право. К сожалению, их счастливый брак продлился недолго. Авдотья Ивановна умерла в 1742 году, почти сразу после рождения второго ребенка — сына Алексея.
Что касается Михаила Голицына, ему вернули титулы и родовые земли. После смерти Авдотьи князь купил имение в Костентинково и женился в четвертый раз на Агрофене Алексеевне Хвостовой. У него родилось еще трое детей. Голицын скончался в 1778 году. Ему было 90 лет.